Внедряй ИИ нежно: эксперты призывают к ответственному использованию искусственного интеллекта в образовании
«Студенты все чаще используют искусственный интеллект для учебы. Нам важно научить их работать с этим инструментом так, чтобы развивать собственное мышление, а не просто получать готовые ответы», — говорит Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ, один из авторов манифеста.
Однако эксперты предупреждают, что новые технологии могут усилить неравенство. Студенты из обеспеченных семей получают доступ к продвинутым версиям сервисов, тогда как их менее состоятельные сверстники вынуждены использовать только базовые функции. Это увеличивает разрыв в образовательных возможностях.
Ученых тревожит риск «интеллектуальной лени»: искусственный интеллект предлагает готовые решения, и студенты все реже прикладывают усилия для самостоятельного анализа. А ведь именно умение критически мыслить и находить нестандартные решения делает выпускников востребованными специалистами.
Сейчас разработкой образовательного ИИ занимаются всего несколько крупных технологических компаний. В погоне за прибылью они могут забыть о главном — качестве образования, считают авторы манифеста.
Вместе с этими вызовами эксперты отмечают, что искусственный интеллект значительный потенциал в образовании. Он хорошо справляется с рутинными задачами, такими как проверка заданий, составление учебных планов и подбор материалов. Это позволяет преподавателям сосредоточиться на главном — развитии у студентов критического мышления, творческого подхода и самостоятельного анализа.
ИИ также делает образование более доступным и помогает получить качественные учебные материалы даже в отдаленных регионах.
«Это технология, которая может как усилить, так и ослабить качество образования. Все зависит от того, как мы ее используем», — заключают авторы манифеста. Они рекомендуют университетам разработать понятные правила применения ИИ и помочь преподавателям освоить новые технологии.
Читать статью
Терентьев Евгений Андреевич
Институт образования: Директор