• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Методолог по названию, педдизайнер по заданию: российские компании ищут методологов, но ожидают от них компетенции педагогических дизайнеров

Педагогический дизайн становится все более востребованной профессией в России, но работодатели пока не определились, какие навыки нужны таким специалистам. Исследователи НИУ ВШЭ изучили вакансии на HeadHunter и сравнили их с международными стандартами подготовки педагогических дизайнеров. Основные выводы опубликовали «Вопросы образования».

Методолог по названию, педдизайнер по заданию: российские компании ищут методологов, но ожидают от них компетенции педагогических дизайнеров

© AI

Сейчас более половины вакансий в этой сфере размещаются под названием «методолог», около 30% — как «методист». Такие названия профессий как «педагогический дизайнер» или «разработчик онлайн-курсов», встречаются редко. «Работодатели не спешат вводить новые обозначения должностей, ведь профессии «педагогический дизайнер» пока нет в Едином квалификационном справочнике», — объясняет Елена Чернобай.

Между тем, за рубежом педагогический дизайнер значит гораздо больше, чем методист. «Такой специалист проводит анализ целевой аудитории, умеет разрабатывать учебные программы, владеет современными моделями проектирования, разбирается в теориях обучения, умеет составлять учебные задания и оценивать качество обучения, а также может выполнять роли руководителя проектной группы или наставника», — добавляет эксперт.


Для подготовки таких многопрофильных специалистов исследователи рекомендуют четырёхкомпонентную модель дизайна обучения (4c/id). Этот подход помогает будущим педагогическим дизайнерам осваивать сложные навыки через практические задачи. «Модель 4c/id особенно хорошо работает в вузах, где важно учить студентов решать реальные задачи. Это делает их подготовку практико-ориентированной», — отмечает Мария Лытаева.

Результатом исследования стал перечень компетенций педагогического дизайнера, сочетающий анализ научных публикаций и запрос российских работодателей. Эти навыки легли в основу практических задач, которые можно использовать для проектирования образовательных программ и курсов по подготовке специалистов.

Тем временем спрос на педагогических дизайнеров растет. По данным Wordstat, каждый месяц более 700 человек интересуются этой профессией. Особенно они востребованы в сфере онлайн-образования и корпоративного обучения, где требуется создавать современные и эффективные курсы.

Читать статью