• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Истощение под маской улыбки: как выгорание воспитателей влияет на детей и что может помочь

Все может выглядеть как обычно. Воспитатель здоровается с родителями, раскладывает карандаши, помогает завязать шнурки. Но за привычной улыбкой иногда скрывается ощущение, что на день едва хватает дыхания. Не из-за нагрузки как таковой — а потому что в какой-то момент исчезает внутренняя опора.

Истощение под маской улыбки: как выгорание воспитателей влияет на детей и что может помочь

© AI

На межрегиональном семинаре педагоги и психологи говорили о выгорании. Не как об абстрактной теме, а как о явлении, с которым сталкиваются многие, часто молча. Воспитатели постоянно взаимодействуют с десятками людей — и нельзя просто взять паузу, когда силы на исходе. 

«Выгорание — это не когда устал после насыщенного дня, а когда опустошение становится нормой. Все раздражает. Все задевает», — объяснила кандидат психологических наук Анастасия Нисская

Эмоциональные ресурсы уходят постепенно. Человек начинает отдаляться, становится менее гибким, теряет чувствительность. Появляется ощущение, что каждый день — одно и то же, без перспектив и смысла.

Педагогический репертуар сужается. На разные ситуации появляются одинаковые реакции. Даже простые просьбы начинают вызывать раздражение. Это не всегда видно снаружи, но дети чувствуют перемены быстро. Их поведение тоже меняется.

Родители считывают это не только через контакт с воспитателем, но и через реакции ребенка. Если ребенок становится тревожным, замкнутым или наоборот — слишком возбудимым, они начинают задаваться вопросами.

«Главным критерием качества дошкольного образования семьи называют не методики, а отношения с воспитателем», — напомнила Нисская.

Когда этот контакт ослабевает, многие родители принимают решение искать другой сад.

На семинаре обсуждали практические способы поддержки. Не «встряхнуться» или «отдохнуть на выходных», а использовать инструменты, которые работают здесь и сейчас. Например, метод «пяти чувств», когда внимание поочередно фокусируется на том, что человек видит, слышит, ощущает тактильно, улавливает обонянием и вкусом. Или дыхательные практики, которые помогают вернуть ощущение контроля над собой. 

«Если просто терпеть — напряжение никуда не исчезает», — поясняет Нисская.

Немаловажную роль играет атмосфера в коллективе и стиль руководства. Там, где сотрудников не ограничивают жесткими рамками и не контролируют каждое движение, где есть уважение и возможность говорить открыто, выгорание происходит реже. Чувство автономии и признания собственной значимости снижает напряжение.

Важной опорой становятся неформальные разговоры и простые упражнения на знакомство, когда коллеги узнают друг друга глубже. В обстановке, где нет страха и одиночества, внутренние силы восстанавливаются быстрее. И именно это создает условия, в которых остается место для настоящего общения с детьми.

На семинаре была представлена программа курса повышения квалификации «Детский сад, в который хочется вернуться», направленного на повышение благополучия дошкольников, их семей и самих педагогов.

Видеозапись ВК  / RuTube / YouTube