Можно выйти: почему каждый третий студент бросает вуз

В Минобрнауки считают, что основная причина — неспособность студентов учиться из-за слабой подготовки в школе. Однако эксперты отмечают, что дело здесь вовсе не только в плохих студентах, и допускают, что тренд на увеличение отсева обучающихся может лишь усилиться. Подробнее — в материале «Известий».
Елена Горбунова отмечает, что отсев не так просто подсчитать: например, учитывать ли отчисленного студента выбывшим, если он сразу же перевелся в другой вуз, или просто перешел на другую программу, форму или тип обучения в том же университете?
Но цифры, приведенные Минобрнауки, в целом подтверждаются и исследованием Института образования: ученые на базе официальной публично доступной сводной статистики изучали потоки студентов, которые уже должны были завершить обучение с 2016 по 2021 год зачисления. Процент отсева оказался сильно зависимым от направления, формы обучения, необходимости оплаты, государственные ли это вузы, федеральные или региональные и т.д.
— Для основных потоков студентов выбытие составляет от 11–20% до 45–50% в зависимости от параметров программы и обучения. В среднем — 28–32% в зависимости от метода оценки. По направлениям обучения — от 15% до 35–37%, по регионам — от 22 до 45–50%, — говорит Елена.
Больше всего выбытия в сельском хозяйстве, математике, естественных науках, инженерии. Меньше всего отсеиваются студенты в педагогике и здравоохранении. Среди тех, кто поступил на программы бакалавриата, отсев немного выше, чем в специалитете.
В остальном мире ситуация похожая: исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от 2019 года показывают, что в среднем в мире завершают обучение 67% студентов очной формы обучения. Однако разброс велик: в Бразилии, Словении, Чили средний отсев — почти 50%, в Великобритании, Израиле, Швейцарии, Ирландии — 15–19%. С показателями России сравнимы Исландия, США, Нидерланды, Австралия, Норвегия, говорит Елена Горбунова.
— В некоторых из упомянутых стран снижение уровня отсева — один из приоритетов государственной политики, — сказала эксперт.
— В стратегии «Европа 2020» оно включено в цель повышения доли молодежи с высшим образованием. В США закон «Об успеваемости каждого ученика» призывает штаты и округа поддерживать обучающихся для снижения отсева. В Бразилии аналогичные задачи решает госпрограмма «Университет для всех». То есть такой уровень отсева воспринимается как проблема.
Динамика отсева достаточно стабильна: причины отчислений, судя по всему, довольно устойчивы на протяжении последних лет. «Но если для студентов до 2018 года начала обучения был медленный нисходящий тренд среднего отсева, то с 2018 года происходит заметный рост, примерно на треть к настоящему моменту», — сказала Горбунова.
Эксперт отмечает, что формально основной причиной отсева в России является академическая неуспеваемость (более 120 тыс. чел. в 2024 году), на втором месте — добровольное отчисление (более 100 тыс.), и «иные причины» (более 50 тыс.). Еще 50 тыс. покинули вузы из-за неуплаты.
— В целом отчисление в России — вынужденное, формально из-за плохих оценок. Но остается вопрос: а в чем причина таких оценок? Ведь совсем недавно при поступлении знания и успехи абитуриентов считались достаточными для обучения в вузах, куда поступают лучшие выпускники школ, — сказала Горбунова. — Среди факторов «неуспеха» (а отчисление в России часто воспринимается как провал, вызывает социальное осуждение) не только бэкграунд студента, с которым он пришел в вуз, но и мотивация к обучению и другие личностные характеристики: вера в собственные силы, устойчивость к стрессу, эффективность, локус контроля и др.
По словам Елены Горбуновой, в 2003 году, по данным ОЭСР, показатель отсева студентов в России составлял около 21%.
— Не вполне ясно, с чем связан восходящий тренд последних лет — но без внешних изменений он, вероятно, будет сохраняться, — сказала исследователь.
Горбунова Елена Васильевна
Институт образования: Аналитик