Аспирантура ушла на подработку: 91% аспирантов вынуждены работать во время учебы, треть — на нескольких работах, а защита диссертаций в срок стала почти исключением

«Ресурсы, которые государство и вузы вкладывают в аспирантуру, не окупаются», — заключают исследователи в новом выпуске «Современной аналитики образования». Они проанализировали мнения 3500 выпускников и действующих аспирантов в рамках «Мониторинга экономики образования».
Основная проблема не в отсутствии желания или снижении способностей молодых ученых, а в отсутствии условий для научной работы. 66% не защитившихся называют главным барьером необходимость совмещать учебу с работой, а 51% жалуются на недостаток финансирования исследований.
Молодые ученые буквально вынуждены разрываться между учебой и выживанием. Стипендии — 7012 рублей для приоритетных направлений и 2921 рубль для остальных — не покрывают даже базовые нужды. В результате 91% аспирантов вынуждены работать параллельно с учебой, треть из них трудится сразу на нескольких работах.
Аспирантам приходится искать заработок, но найти работу в науке сложно: в вузах исследовательские должности занимают лишь 18% аспирантов, в НИИ — 57%. Если аспирант трудоустроен в родном вузе, его рабочие проекты часто становятся частью диссертации. Тем, кто вынужден работать не по специальности, приходится выбирать между заработком и наукой, и чаще всего — не в пользу последней.
Дополнительным барьером становятся сложности в процессе подготовки самой диссертации. Научные руководители не всегда активно участвуют в работе аспирантов. Особенно это заметно в социальных и гуманитарных науках, где пассивность руководителей фиксируется в 46% и 37% случаев соответственно.
Часто мотивация поступления в аспирантуру далека от научных целей. 28% мужчин стремятся получить отсрочку от армии, четверть поступающих хотят трудоустроиться в конкретную организацию. Неудивительно, что половина абитуриентов до поступления не участвовала в исследованиях за рамками учебной программы.
Почти половина аспирантов сталкивается с психологическими трудностями и депрессией разной степени тяжести. Среди факторов, влияющих на возможность защитить диссертацию, 47% выпускников называют семейные обстоятельства, а 21% — проблемы со здоровьем.
Эксперты считают, что для решения этих проблем необходимо увеличить количество исследовательских должностей в вузах и институтах, пересмотреть систему стимулов для научных руководителей и организовать психологическую поддержку аспирантов. Сами аспиранты уверены, что оптимальный размер стипендии должен составлять около 57 877 рублей — этого хватило бы, чтобы не работать во время учебы.
Прочитать
Авторы: Светлана Жучкова, Алена Нефедова, Евгений Терентьев, Никита Смирнов