Дальний Восток в поисках магнита: что будет притягивать выпускников школ, чтобы они не уезжали?

«За последние 10 лет Дальний Восток потерял около 5% населения. Особенно сильно сокращается молодежная когорта. Основная причина — миграция. Есть небольшие улучшения, но положительное сальдо достигается в основном за счет взрослого населения, молодежь продолжает уезжать», — рассказал директор Инобра Евгений Терентьев.
Чаще всего уезжают в 18 лет, когда нужно выбирать вуз. Так высшее образование становится основным каналом миграции для молодых.
«Охват молодежи высшим образованием на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем по России: около 20% против 30%, здесь есть потенциал роста. Качество приема в вузы также ниже, чем в среднем по стране», — констатировал Нияз Габдрахманов.
Доступность высшего образования остается высокой, хотя везде по-разному: так, например, в Хабаровском крае бюджетными местами обеспечены 7 из 10 выпускников школ (но там и минимальный отток молодежи). На Камчатке ситуация иная.
«Только 30% камчатских одиннадцатиклассников обеспечены контрольными цифрами приема. То есть двое из троих фактически получают билет на материк», — поделился Семен Янкевич, в прошлом эксперт Инобра, а с этого года проректор Камчатского госуниверситета.
Пока главную роль в послешкольном образовании на Дальнем Востоке играют колледжи.
«Они территориально и финансово доступны и становятся ранним якорем: удерживают молодежь после 9 класса. Здесь основные ограничения — более низкое качество абитуриентов и слабая развитость переходов в вуз», — говорит Вера Мальцева.
Именно в этом эксперты видят зону роста: нужно усилить связи между школой, колледжами и вузами, чтобы они действовали как единая система с общими траекториями. На это работает и проект социального воздействия в сфере образования Камчатки, который реализует Инобр: это адресная работа с несколькими десятками школ, которая помогает создать социальные и профессиональные лифты для подростков, выбрать вуз и профессию.
Мальцева Вера Андреевна
Центр развития навыков и профессионального образования: Директор центра
Терентьев Евгений Андреевич
Институт образования: Директор