• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Из колледжа — в цех: как государство решает проблемунехватки синих воротничков

Завершается экспериментальный этап федерального проекта «Профессионалитет», отвечающего за реформу среднего профессионального образования в России. В случае его успешной реализации дефицит рабочих профессий будет снижен, а знания новоиспеченных синих воротничков станут соответствовать требованиям работодателей.

Из колледжа — в цех: как государство решает проблемунехватки синих воротничков

© Коллаж: «Эксперт»

 «Эксперт» приводит мнения специалистов. 

«Профессионалитет» называют одним из самых заметных проектов в сфере образования последних лет. Его главная идея — согласовать подготовку кадров в системе среднего профессионального образования (СПО) с реальными потребностями предприятий. Это должно обеспечить выпускникам возможность быстро и эффективно включаться в работу. По словам директора Центра развития навыков и профессионального образования Веры Мальцевой, проект призван «оздоровить» систему профессионального образования, чтобы ответственность за подготовку молодых специалистов разделяли государство и бизнес, который их принимает на работу.


По словам Мальцевой, в 2025 году в ФЗ-273 внесли изменения, благодаря которым «Профессионалитет» стал не просто федеральным проектом с ограниченными сроками. Теперь работодатели напрямую участвуют в развитии образовательных организаций СПО и влияют на содержание и реализацию программ. Если раньше сотрудничество бизнеса и образовательных учреждений носило рекомендательный характер, то сегодня оно закреплено нормативно и постепенно распространяется по всей стране. По сути, речь идет об адаптации элементов дуальной модели подготовки специалистов к российским реалиям, где доля государственного сектора велика, а мотивация бизнеса к партнерству пока остается умеренной.

Эксперты также отмечают, что система среднего профессионального образования в России крайне неоднородна: в стране более 4,5 тыс. провайдеров СПО, включая филиалы и колледжи при вузах. По словам Веры Мальцевой, среди них можно выделить несколько активных групп. Одна из них отличается тесным взаимодействием с рынком труда, успешно тестирует новые форматы сотрудничества и не боится экспериментов.

В ряде случаев такие учреждения имеют долгосрочные связи с крупными предприятиями, что позволяет им развиваться в тесном союзе с бизнесом — для них внедрение «Профессионалитета» скорее формализовало уже существующие практики.

Практики «Профессионалитета» уже начинают внедряться и в высшее образование. Однако потенциал роста остается значительным: по данным 2024 года, доля предприятий в финансировании СПО составляет лишь 4%, тогда как в классических дуальных системах — около 40%, подчеркивает Вера Мальцева.

По ее мнению, для масштабных проектов необходимо формировать систему «датчиков» — продуманных индикаторов, которые отражают реальные изменения, а не просто освоение средств. Для оценки влияния «Профессионалитета» необходимы прямые метрики: объем софинансирования со стороны предприятий, динамика развития стимулов для работодателей, качество взаимодействия бизнеса и образования.

«Ключевой метрикой успеха проекта является трудоустройство выпускников: его уровень, скорость, соответствие специальности и низкие расходы работодателей на дообучение».

Причем имеет значение не только сам факт трудоустройства, но и долгосрочные характеристики занятости выпускников: закрепление на рабочем месте, карьерный рост, устойчивость к изменениям рынка труда. Важны также оценка развития студентов в процессе обучения и рост профессиональных компетенций преподавателей. Особое внимание следует уделять сохранению качества общеобразовательной подготовки, объем которой сокращается.

Подробнее