Каковы основные тренды развития лучших мировых школ образования, что из их опыта может быть полезно для Института образования НИУ ВШЭ?
В период с 10 по 14 декабря 2014 года состоялась поездка группы представителей Института образования в Великобританию. Участниками поездки стали: И. Фрумин, К. Поливанова, С. Косарецкий, Е. Карданова, Д. Куракин, Д. Семенов, С. Малиновский, О. Лешуков. За четыре дня, в очень интенсивном режиме, коллеги посетили школы образования трех ведущих университетов Великобритании: UCL Institute of Education, London (University College London); School of Education, Durham University; School of Education, University of Glasgow.
- UCL Institute of Education - одна их самых крупных и известных школ образования, занимающая первое место в мире по направлению «образование» согласно международным рейтингам.
- School of Education Durham University – крупная школа образования, располагающаяся в одном из старейших университетов Англии. С этим учреждением Институт образования поддерживает давние партнерские отношения в рамках совместно реализуемого крупного исследовательского проекта iPIPS, The International Performance Indicators in Primary Schools. Напомним, проект, которым от Инобра руководит Е. Карданова, направлен на диагностику детей на входе в начальную школу и оценку их прогресса в течение первого года обучения.
- School of Education, University of Glasgow интересна тем, что всего несколько лет назад внутри этой школы был создано крупное подразделение Robert Owen Centre for Educational Change. Практика создания крупного исследовательского и образовательного центра является хорошим примером для развития «молодого» Института образования НИУ ВШЭ
В ходе поездки, предпринятой с целью анализа опыта и лучших практик ведущих мировых институтов и школ образования, предполагалось решить несколько важных практических задач:
- выявить основные тренды развития лучших мировых школ образования;
- определить, что из их опыта может быть полезно для Института образования НИУ ВШЭ;
- обозначить основные подходы и направления развития Института.
Каким образом устроено управление, каковы масштабы и структура образовательной подготовки, какова стратегия развития подразделения, каковы темы исследовательской повестки и т.д. – вот только несколько вопросов, которые попали в фокус обсуждения нашей делегации с британскими коллегами. Важно отметить, что общение носило взаимообогащающий характер: сотрудники Инобра также делилась российским опытом организации исследовательской и образовательной деятельности. Одним из важных итогов поездки можно считать достижение договоренности о дальнейшем сотрудничестве, в том числе о предоставлении баз для стажировки и практики студентов магистратуры и аспирантуры, о взаимном привлечении в исследовательские проекты и т.д.
Во время встреч с британскими коллегами широко дискутировались вопросы влияния исследований на реальную государственную политику - этот фокус исследования в Великобритании является таким же важным, как и у нас в России. Большое внимание было уделено также обсуждению развития прикладных мониторинговых инструментов, продвижения evidence-based исследований – эти вопросы также стоят на передовой линии исследовательской повестки британцев. В этом контексте было приятно получить подтверждение высокой актуальности созданной в Институте образования новой магистерской программы "Доказательная образовательная политика".
В целом поездка, по мнению всех участников, была не только чрезвычайно насыщенной, но и плодотворной. Результаты ее еще предстоит оценить, осмыслить и практически преобразовать в русле перспектив развития нашего Института.