• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Система повышения эффективности дополнительного образования детей: барьеры, инструменты и новые решения

В расширенном заседании рабочей группы по дополнительному образованию детей, состоявшемся на площадке Агентства стратегических инициатив, приняла участие Ирина Абанкина.

6 февраля в Москве состоялось очередное заседание рабочей группы по дошкольному образованию, организованное направлением «Социальные проекты» Агенства стратегических инициатив совместно с экспертным сообществом (НИУ «Высшая школа экономики», ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», НИИ «Институт социального проектирования»), руководством саморегулируемых организаций, профессиональных сообществ  и крупных сетевых организаций дошкольного образования (Ассоциация негосударственных образовательный учреждений России, Межрегиональная ассоциация дошкольных организаций, Ассоциация индивидуальных предпринимателей в дошкольном образовании, Ассоциация педагогических кадров в дошкольном образовании, НОУ «Академическая гимназия», Первая частная школа и детский сад Москвы, АНО ДО «Центр «Развитие», сеть частных Монтессори-детских садов «Гураня» и т.д.), родительским сообществом (Общественное Движение "Родители за здоровое поколение", Межрегиональное общественное движение «Российским детям – доступное дошкольное образование», СРОО «Ассоциация управленческих кадров»).

От Высшей школы экономики в работе заседания приняла участие директор Института развития образования Инобра Ирина Абанкина.

Основной темой обсуждения стала «инициатива» направления «Социальные проекты» АСИ «Система повышения эффективности дополнительного образования детей» (барьеры - инструменты - новые системные решения). Инициатива является итогом обобщения барьеров, с которыми сталкиваются организации дополнительного образования на различных этапах жизненного цикла компании, и выработки реальных шагов для их ликвидации.

В ходе мероприятия участники обсудили проблемы доступности для детей дошкольных образовательных организаций, вопросы достоверности и объективности электронной записи ребенка в дошкольное учреждение, задачи по снятию административных барьеров для развития частных детских садов, а также разработали предпринимательские инициативы и  системные решения по поддержке негосударственных дошкольных организаций в РФ.

Участниками заседания было отмечено следующее.

Негосударственный сектор дошкольного образования начал создаваться с 1992 года, но за 22 года создано всего 57 тыс. дошкольных мест (1% от общего числа детей от 3до 7 лет).

Слабое развитие отрасли частного дошкольного образования вызвано следующими основными причинами:

  • высокой себестоимостью услуги в негосударственном секторе дошкольного образования (более 70% от средней заработной платы региона) из-за отсутствия законодательно закрепленных норм равного финансирования содержания дошкольных мест, созданных за счет инвестиционного (частного) финансирования по отношению к местам, созданным за счет бюджетных средств;
  • отсутствием долгосрочного муниципального заказа на  услуги в негосударственном секторе дошкольного образования;
  • отсутствием стимулирующих мер по привлечению к со-финансированию в сектор дошкольного образования промышленных предприятий;
  • отсутствием системы льготного кредитования для развития негосударственных дошкольных учреждений;
  • отсутствием  на региональном и/или местном уровнях комплекса мер стимулирования негосударственных организаций дошкольного образования: минимизации налоговых платежей, заключение концессионных соглашений в отношении объектов социальной инфраструктуры муниципальных образований - дошкольных образовательных объектов; государственное обеспечение расходных обязательств, связанных с оказанием  образовательных услуг, присмотра и ухода в частных организациях;  поддержка развития материально-технической базы частных детских садов и т.д.

Неравная система финансирования содержания мест, созданных в государственном и частном секторах, кроме полного устранения конкуренции между секторами и нарушения декларационных принципов закона «Об образовании», приводит к тому, что места, созданные за счет негосударственного финансирования, из-за высокой себестоимости услуги остаются незаполненными, а средства бюджета направляются на создание новых муниципальных мест, которые после их создания все равно необходимо содержать в полном объеме. Так, только в Москве свободных мест в негосударственных организациях дошкольного образования более 6 000, в то время как строительство аналогичного количества мест в муниципальных садах Москвы обойдется бюджету в сумму примерно 7,2 млрд рублей.

По результатам заседания участники рабочей группы выработали ряд рекомендаций Министерству образования Российской Федерации, Министерству финансов России, Минэкономразвития России,  Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»  для решения проблем доступности для детей в дошкольные образовательные организации, повышения достоверности и объективности электронной записи ребенка в дошкольное учреждение, снятия административных барьеров с целью  развития негосударственного сектора дошкольных учреждений в России, а также в целях оптимального расходования бюджетных средств и повышения качества дошкольного образования в рамках  решения задачи полной ликвидации очередности в детские сады к 2016 году (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»).

1. Минобрнауки России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»:

  • разработать модель равного нормативно-подушевого финансирования содержания действующих дошкольных мест, созданных в государственном секторе за счет бюджетных ассигнований и частном секторе за счет внебюджетных источников, и провести апробацию такой пилотной модели в ряде субъектов Российской Федерации для подготовки последующих предложений по внесению изменений в закон «Об образовании», в срок до 01 апреля 2015 года;
  • разработать и реализовать пилотный проект, предусматривающий стимулирование средствами Федерального бюджета со-финансирование расходов государственных корпораций по содержанию действующих мест в корпоративных дошкольных сетях, в срок до 01 апреля 2016 год;
  • разработать и реализовать пилотный проект, предусматривающий создание автономных некоммерческих организаций с учредителями: муниципальной организации  и  негосударственной организации дошкольного образования для передачи от застройщика зданий детских садов, возведенных  в качестве социальных обременений,  и софинансирование расходов по содержанию детских мест в 5 муниципальных образованиях, в срок до 01 апреля 2016 года;
  • подготовить и внести в Правительство Российской Федерации изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления возможности применения нулевой ставки по налогу на прибыль образовательным организациям, доходы от осуществления образовательной деятельности которых, совокупно с деятельностью по присмотру и уходу за детьми, составляют не менее 50 процентов доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, в срок до 01 мая 2015 года.

2. Минобрнауки Россиисовместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»:

  • разработать методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по развитию негосударственного сектора дошкольных образовательных организаций для обеспечения объема альтернативных (негосударственных) образовательных услуг в субъектах Российской Федерации в размере не менее 10 % в срок до 01 июня 2015 года;
  • разработать предложения по передаче профессиональным общественным объединениям негосударственных  организаций в сфере образования части контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов отрасли в срок до 01 июня 2015 года;
  • разработать пилотный проект, предусматривающий создание фонда объектов социальных инфраструктур для ведения реестра зданий детских садов, возведенных  в качестве социальных обременений, в срок до 01 апреля 2016 года.

3. Минэкономразвития России совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» разработать комплекс мер по обеспечению применения и распространению практики предоставления на конкурсной основе долгосрочного (3 года и более) государственного заказа на услуги по дошкольному образованию, присмотру и содержанию детей, в также других связанных с получением дошкольного образования услуг, как комплексной услуги, в срок до 01 августа 2015 года.

5. Минобрнауки России:

  • разработать государственный стандарт оказания услуги присмотра и ухода за детьми, определяющий длительность рабочего дня и количество педагогов в дошкольной группе в зависимости от возраста и категории детей и численности группы, в срок до 01 августа 2015 года;
  • разместить на сайте министерства методические материалы по созданию негосударственных дошкольных организаций и существующим мерам поддержки, обеспечению равных прав на доступ к бюджетному финансированию, а также информационно-аналитические материалы по развитию негосударственного сектора дошкольного образования в срок до 01 апреля  2015 года;
  • разместить в системе электронной очереди данные о детских местах, созданных в негосударственном секторе дошкольного образования, в срок до 01 апреля  2015 года;
  • организовать конкурс среди субъектов Российской Федерации с целью выявления лучших практик организации поддержки развития негосударственного сектора дошкольного образования, а также лучших негосударственных детских садов с размещением информации на сайте министерства в срок до 01 июля  2015 года.


Меры, которые обсуждались в ходе заседания рабочей группы, уже согласованы с Минобрнауки России и Минэкономразвития России. Проработанный с представителями профсообщества дополнительного образования комплекс мер будет предложен к внедрению в рамках реализации Концепции дополнительного образования детей в Российской Федерации.

ДЛЯ СПРАВКИ

По подсчетам экспертов, инициатива АСИ позволит к 2020 году увеличить долю негосударственного сектора с 7 до 18 %, повысить общий охват детей программами дополнительного образования до 75 % и обеспечить целевой заказ на приоритетные программы дополнительного образования, повысив удельный вес научно-технических программ, которые реализуются организациями дополнительного образования, с нынешних 6,4 до 20%. 

Повестка заседания

Протокол заседания