Исследование в действии (ActionResearch): новые инструменты для реализации ФГОС?
Центр социально-экономического развития школы Инобра (ЦСЭРШ) завершил апробацию инновационных инструментов для реализации ФГОС в школах трех российских регионов. Речь идет о модели профессиональных обучающихся сообществ (professional learning communities[1]) и технологии исследования урока (lesson study[2]).
Напомним, что в мировой литературе по школьной эффективности и импрувменту профессиональные обучающиеся сообщества позиционируются как мощный подход к развитию кадрового потенциала организаций с использованием внутренних ресурсов. Обзорно дизайн модели предполагает следование четырем основным конструктам: образование небольших групп (сообществ) учителей, преподающих один или разные предметы, работающих в разных классах и параллелях, с разной профессиональной квалификацией и профессиональным опытом; коллегиальное и стимулирующее участие представителей администрации школы в работе этих групп, но не обязательно в качестве лидеров; ориентация работы групп на исследование как главный ресурс улучшения качества преподавания; 100-процентный фокус на улучшение образовательных результатов учеников.
Технология исследования урока, появившаяся в середине 60-х годов XX века в Японии, доказала свою эффективность и впоследствии была успешно использована в других системах образования как эффективный подход к улучшению качества преподавания, профессионального развития учителей и повышения их профессиональной квалификации непосредственно на рабочем месте. Названная технология включает следующие основные элементы: 1) постановка проблемы, которая будет решаться на уроке и через урок; 2) совместное планирование урока группой учителей; 3) проведение урока по коллективно составленному плану одним из учителей при активном наблюдении за учебным поведением детей на уроке всех остальных членов группы; 4) проведение интервью с детьми; 5) коллективное обсуждение урока и интервью с группой; дополнительные элементы урока, используемые в случае необходимости, следующие: 6) пересмотр, корректировка группой первоначального плана урока с учетом итогов обсуждения; 7) повторное проведение урока одним из учителей группы; 8) повторное обсуждение урока.
Научными консультантами при проведении данного исследования выступили Альма Харрис и Мишель Джонс - приглашенные профессор и исследователь НИУ ВШЭ, ныне возглавляющие Центр лидерства Университета Малайя.
С моделью профессиональных обучающихся сообществ и технологией исследования урока были ознакомлены 45 школ из Республики Карелия, Ярославской и Московской областей, которые являются сетевыми партнерами инициативного проекта ЦСЭРШ «Программа поддержки школ, работающих в сложных социальных контекстах». Для проведения целевого исследования в действии (action research) из общего списка претендентов были отобраны 11 школ, представляющие все три региона. Для них специалистами ЦСЭРШ была подготовлена образовательная программа, включающая детальное ознакомление с соответствующей литературой и серию семинаров и тренингов. Апробация становления и развития модели профессиональных обучающихся сообществ проводилась в этих школах с 2013 года, апробация технологии исследования урока - с 2014. Целью апробации стал совместный для исследователей и практиков поиск ответов на вопросы: подходят ли данные модель и технология к реалиям современной российской школы, смогут ли они стать для учителей инструментом профессионального развития и повышения их профессиональной квалификации непосредственно на рабочем месте, и как работа учителей в сотрудничестве может улучшить образовательные результаты учеников.
Помимо анализа печатных, аудио и видеоматериалов, методология исследования включала в себя проведение интервью с руководителями пилотных школ и фокус-групп с профессиональными сообществами учителей, которые состоялись во всех школах в последние недели ушедшего учебного года. Полученные результаты предполагается обработать с использование современных методов качественного анализа. Только после этого можно сделать окончательные выводы по итогам апробации, которые, как полагают наши коллеги, станут основой для дальнейших публикаций. Однако наиболее яркие высказывания из интервью учителей и директоров уже сейчас вселяют оптимизм:
«Это все приживалось очень сложно. Сначала было непонятно, как учителя разных предметов могут вместе делать урок… но, когда втянулись, оказалось, что в сотрудничестве мы в итоге делаем все свои уроки более продуктивными».
«Наблюдая за уроками, которые мы сделали вместе с коллегами, мы увидели детей по-другому. Увидели в них способности, о которых раньше не могли предположить».
«Работая в сотрудничестве, мы увидели друг у друга много интересных педагогических техник, наш "репертуар" расширился, стало проще готовить не только этот совместный урок, а все свои уроки».
«Было трудно и принять это эмоционально, и организовать, но когда мы увидели, что наши совместные усилия действительно приносят плоды для нашей школы, для наших детей, повышая мотивацию, улучшая дисциплину, увеличивая качество знаний… Это очень вдохновляет».
«Мы в какой-то момент поняли, что это, конечно, серьезный вызов нашим устоявшимся учительским практикам, но, опираясь только на них, нам не реализовать новый стандарт. Как может учитель, который сам строит свою работу, не опираясь на сотрудничество, на команду, научить этому учеников? А эти технологии помогают нам этому учиться».
[1] A. Harris, M. Jones. “Professional Learning Communities in Action@ Leannta Publishing, 2011.
[2] С. Fernandez, M. Yoshida. “Lesson Study: A Japanese Approach to improving teaching and learning”, books.google.com