• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От младшего школьного возраста к подростковому: тогда и сейчас

 

26 марта в Институте образования НИУ ВШЭ состоялась очередная встреча в рамках постоянно действующего семинара «Современное детство: теория и практика», который организует Инобр и Московский городской психолого-педагогический университет. На семинаре «От младшего школьника к подростку в 1960-е и 2010-е» специалисты группы «Исследования современного детства» поделились опытом включенного наблюдения за пятиклассниками – репликой исследования, проведенного в 1960-х годах исследовательской группой Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой.

На семинаре прозвучали три выступления, после которых состоялось общее обсуждение. Открыла и провела встречу Катерина Поливанова, профессор, д-р.пед.наук, руководитель группы «Исследования современного детства».

Анастасия Нисская и Александра Бочавер рассказали о проекте группы – «ремейке» исследования, опубликованного в 1967 г. в книге «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков». Это исследование было посвящено особенностям перехода ребенка от младшего школьного возраста к подростковому. На материале данных включенного наблюдения за пятиклассниками авторы изучали становление чувства взрослости, изменения отношений со сверстниками и взрослыми, трансформацию учебной мотивации. В качестве основных целей “ремейка” выступили следующие: (1) описать, как происходит взросление у современных пятиклассников; (2) произвести сравнение с результатами Д.Б. Эльконина и Т.В.Драгуновой, чтобы показать динамику изменения взросления с интервалом в 60 лет; (3) реанимировать метод наблюдения в психологических исследованиях. Методология и инструментарий (наблюдение, социометрия, интервью) отчасти повторяют использованные исследователями 60 лет назад, однако не ограничиваются ею. Исследование включает анализ аккаунтов пятиклассников в социальной сети, их дружеские связи, группы, публикации  Если в начале появления социальные сети изучались как отдельное дополнительное пространство общения, самопрезентации и т.д., то сейчас в силу развития мобильных технологий непосредственное и опосредованное общение представляют собой единое пространство, а респонденты-подростки с трудом разделяют их в своих ответах. Об этом рассказала Диана Королева, аналитик группы «Исследования современного детства».

Участники семинара приняли участие в воркшопе: им были предложены фрагменты наблюдения 2016 и 1964 годов, которые необходимо было тегировать, то есть выделить в них ключевые темы. Обсуждение в группах проходило увлеченно и с азартом.

Петр Сафронов подвел итог общего обсуждения и задал крайне актуальные исследовательские вопросы с прицелом на будущее. Что мы видим и что узнаём? А если что-то знаем, то что это значит? Какой может быть методология качественного исследования современного детства? Какие научные дисциплины и подходы участвуют в ее формировании? Каковы ограничения существующих подходов?

Проект «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков 2016» сейчас находится в стадии реализации, первые (промежуточные) результаты будут получены осенью 2016 года.