• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Российский гуманитарный научный фонд поддержал проекты Института образования

В конкурсе РГНФ 2016 года поддержаны два проекта группы «Исследования современного детства» Инобра: «Межпоколенческое сравнение обыденных теорий воспитания детей» и «Портрет современного подростка через его самопрезентацию в социальной сети».

Проект «Межпоколенческое сравнение обыденных теорий воспитания детей» под руководством Анастасии Нисской стал лучшим в конкурсе проектов научных исследований, выполняемых коллективами, состоящими полностью из молодых ученых, включая руководителя. Исследование будет посвящено изучению взаимоотношений между представителями разных поколений внутри одной семьи по поводу воспитания ребенка. 

Актуальность исследования связана с изменением родительства – распространением представлений о ключевой роли родителей (в особенности матери) в развитии ребенка и некомпетентности других взрослых, участвующих в жизни ребенка [Liss, 2013], а также представлений о том, что “правильное” воспитание должно основываться на научном и экспертном знании; распространенностью специфической родительской тревоги; обилием информации о воспитании, уходе и развитии ребенка при сокращении «опыта детодержания» [Забаев и др. 2012], что может существенно влиять на родительскую самоэффективность и практики родительства.

Авторы проекта предполагают, что эти изменения влияют и на характеристики помощи прародителей в воспитании и уходе за ребенком (в чем эта помощь заключается, что ожидают родители, как свою роль представляют прародители и т.д.), и на взаимодействие родителей с прародителями по поводу этой помощи (например, на основания и механизмы разногласий по поводу воспитания ребенка), и на специфические расхождения между обыденными теориями воспитания родителей и прародителей, и на решение о рождении ребенка. При этом ни применение на практике различных обыденных теорий воспитания, ни различия обыденных теорий воспитания родителей и прародителей, ни взаимодействие по поводу помощи прародителей, не являются достаточно изученными: объектом исследования чаще всего оказываются только матери, представления родителей и прародителей и их взаимодействие практически не изучается в парах и в динамике.

В работе над проектом примут участие Елизавета Сивак, Яна Козьмина и Ирина Вопилова.

Проект «Портрет современного подростка через его самопрезентацию в социальной сети» под руководством Катерины Николаевны Поливановой, победивший в основном конкурсе РГНФ, будет направлен на выявление психологических особенностей современных подростков по материалам, которые они публикуют о себе в социальных сетях.

В ходе проекта предполагается изучить содержание и динамику изменения аккаунтов подростков в социальной сети Вконтакте (методами контент- и дискурс-анализа), выявить типичные формы и содержание  самопрезентации, характерные для современного состояния подростничества, а также разработать методику анализа материалов, содержащихся в профилях современных подростков, сопоставив полученные данные с результатами психологической диагностики.

Актуальность научной проблемы исследования связана с появлением нового пространства самопрезентации подростков, в качестве которого выступают социальные сети. В этом пространстве становление идентичности может отличаться от традиционного, поскольку все действия пользователя оставляют свой материальный след в виде различного рода сообщений («цифровая тень»). Для исследователя этот материальный след дает новые возможности, поскольку предоставляет доступ к самопроизвольно генерируемому подростком контенту – профилю (аккаунту), т.е. к аутентичной информации о нем самом.

В работе над этим проектом примут участие Диана Королева и Анастасия Нисская.

Поздравляем наших коллег с весомыми победами и желаем им успешной реализации проектов!