• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Вышел первый в этом году номер журнала «Вопросы образования»

 

В этом году журнал продолжает успешную практику работы с приглашёнными редакторами, доверяя экспертам в той или иной области образования подобрать материал для тематического раздела. На этот раз в роли приглашённого редактора номера – ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, директор международного консорциума SERU-I Калифорнийского университета в Беркли Игорь Чириков.

В обращении к читателю Игорь Чириков делает краткий обзор статей большого тематического блока, составленного по результатам VI Международной конференции Российской Ассоциации исследователей высшего образования, которая состоялась в Москве в октябре 2015 года. Конференция была посвящена вопросам вовлеченности студентов, и Маня Клеменчич – один из пленарных докладчиков конференции – любезно согласилась дать журналу интерью, объясняя понятие студенческой вовлеченности, трактуя студентов как граждан своего университета и объясняя, почему студент должен быть не объектом, а субъектом образовательного процесса.

Тему студенческого опыта продолжает профессор Университета Ланкастера Пол Эшвин, рассказывая в интервью и статье о том, каким образом приобретённый студенческий опыт оказывает влияние на человека и его последующую жизнь.

Другой широко обсуждаемой на конференции темой стала проблема нечестного поведения студентов. Научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок предположила, что бесчестное поведение студентов напрямую зависит от степени их вовлечённости. Этому посвящена её статья «Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлеченностью: возможности концептуализации и эмпирического изучения». Продолжает тему академической честности (или отсутствия таковой) Евгения Шмелева из НИУ ВШЭ, которая в своей работе выясняет, что же в большей степени является причиной плагиата и списывания – личная склонность студента или своеобразные требования образовательной среды.

По результатам эксперимента, проведённого в вузах России и Украины, написана статья Елены Денисовой-Шмидт из Университета Санкт-Галлена, Мартина Хубер из Университета Фрайбурга и Эльвиры Леонтьевой из Тихоокеанского государственного университета, в которой авторы оценивают эффективность антикоррупционных кампаний в студенческой среде.

Представленная в №1 2016 тема нечестного академического поведения не ограничивается рамками специального тематического блока. В традиционном разделе «Из истории образования» представлена статья доктора исторических наук, профессора факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Юрия Зарецкого о фальшивых ученых степенях в европейских университетах XVIII века.

В другой традиционной рубрике – «Обзоры и рецензии» – постоянный автор журнала сотрудник отдела редких книг и рукописей МГУ А. И. Любжин рассказывает о недавней новинке Библиотеки журнала «Вопросы образования» – русском издании книги Цзинь Ли «Культурные основы обучения. Восток и Запад». В рецензии, озаглавленной «И вместе им не сойтись?», Любжин вместе с автором книги с интересом наблюдает за соревнованием двух моделей школьного образования: традиционной конфуцианской и современной американской,  и предлагает через несколько десятилетий оценить результаты этого противостояния.


Ознакомиться с полными текстами статей нового номера журнала можно по ссылке.