• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

«Благодаря поездке я поняла, что мои проекты актуальны не только в России»

12 мая завершается прием заявок на Конкурс инноваций в образовании (КИвО-2016), который проводится в третий раз. Его победитель получит трэвел-грант на обучение или апробацию своего проекта в любой точке мира. Победительница первого конкурса Диана Колесникова уже съездила в США, где исследовала устройство образовательных пространств и различных образовательных проектов для детей.

Победителем КИвО в 2014 году стал проект «Образ жизни» (первоначальное название — Hroom), который занимается профориентацией школьников и знакомит их с тем, каким станет мир в ближайшем будущем, какие знания, навыки и технологии будут в нем востребованы. «Образ жизни» уже провел несколько лагерей для школьников и воспитанников интернатов и детских домов. В рамках проекта также организуются встречи с представителями различных, подчас необычных профессий — например, дизайнером электронных игрушек, генетиком и даже дельфинотерапевтом.

«Мы хотим общаться с теми, для кого тренды и технологии не слова в отчете футурологов, а набор задач, с которыми ты каждый день сталкиваешься по работе, — говорит руководитель «Образа жизни» Диана Колесникова. — Мы будем на эти вещи смотреть, будем их “трогать”, будем экспериментировать».

Трэвел-грант, полученный за победу в КИвО, Диана Колесникова решила использовать для поездки в Сан-Франциско и Bay Area (окружающий его регион). По словам Дианы, одной из главных задач путешествия было исследование устройства физических пространств, где люди «общаются, творят, пробуют и экспериментируют» — школ, коворкингов, детских площадок, парков развлечений, хостелов, творческих мастерских (fablabs) и проч.

Основатель школы Brightworks Гевер Талли решил создать пространство, где ребенок может что-то разобрать, разломать, поджечь — без вреда для себя

Поездка позволила Диане выделить несколько направлений, по которым развиваются такие пространства и образовательные проекты для детей в целом.

«Первый тренд — это мобильность, — рассказывает Диана Колесникова. — Все проекты становятся передвижными, случайно возникающими. Проектов, которые находятся не в одной точке мира, а везде, или периодически меняют местоположение, все больше и больше».

Другой тренд можно охарактеризовать словом «трансформационность». «Если вы создаете какое-то образовательное пространство, оно уже имеет не только одну функцию, — поясняет Диана. — Музей легко превращается в школу, в лабораторию для художников, игровой зал — в столовую, столовая — в спортзал».

«Мы тоже хотим развивать “Образ жизни” как проект, сочетающий в себе функции хостела, коворкинга, makerspace, — отмечает Диана. — Возможно, это будет не статичное пространство, а сеть из нескольких периодически возникающих и исчезающих площадок».

В США помещения под образовательные проекты нередко выделяют частные компании и банки: необходимые пространства оборудуются на первом этаже их офисных зданий. С другой стороны, все чаще встречаются примеры сотворчества и совладения каким-то пространством. «Ощущение, что движение хиппи возвращается не на улицы, а в дома, — говорит Диана Колесникова. — Все больше молодых людей в принципе уходят от идеи, что они живут в своем доме. Они скидываются, арендуют огромные дома, внутри которых намеренно меняются комнатами из месяца в месяц. А когда уезжают в отпуск, оставляют комнату и говорят, что туда кто-то может прийти».

Особое внимание Дианы привлекли проекты, которые позволяют детям делать что-то руками. «3D-принтер в глуши в школе для отстающих детей — это не новость, а скорее норма», — замечает она.

Еще один тренд состоит в поощрении не просто свободного творчества, но любопытства и экспериментов. «Мой любимый пример — школа Brightworks, расположенная в Сан-Франциско, — говорит Диана Колесникова. — Она началась с того, что ее основатель Гевер Талли посмотрел на детей своих знакомых и понял, что им запрещают делать вещи, которые были в его детстве самыми интересными. Вот он и решил создать пространство, где ребенок может что-то разобрать, разломать, поджечь — без вреда для себя. Талли даже написал книжку “50 опасных вещей, которые вы должны позволить сделать своему ребенку”».

По словам Дианы Колесниковой, поездка в США принесла ей «обратную связь на международном уровне» и убедила ее в том, что проекты, которые она с коллегами реализует, «актуальны и интересны не только в России».

Конкурс инноваций в образовании-2016 в цифрах
256 заявок

поступило на конкурс к 29 апреля

50 публичных страниц

в Фейсбуке и Вконтакте перепостили новости о конкурсе

На 213 писем

от потенциальных участников ответили организаторы конкурса