• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Люксембурге состоялся 19 Съезд сети ОЭСР по дошкольному образованию

Участником съезда, который проходил 8–10 июня 2016 г., стала научный сотрудник Центра исследований современного детства, кандидат психологических наук Анастасия Нисская. Она поделилась своими впечатлениями о поездке и размышлениями о том, что общего в дошкольном образовании в России и европейских странах, что полезного мы можем позаимствовать в зарубежном опыте по этому направлению. 

Встречу предварило посещение дошкольных учреждений Люксембурга и представление исследований по дошкольному образованию в Люксембургском Университете. Участники конференции посетили дошкольную организацию «Tramsscapp», познакомились с программой, пространством, педагогами.

Отличительными чертами образовательного пространства оказались открытость, разнообразие, доступ к выходу во двор непосредственно из группы. Образовательная среда предоставляет ребенку возможность заниматься разными видами деятельности (рисованием, конструированием, математикой, чтением и пр.) в небольшом коллективе. Тематические зоны организованы так, что между ними есть достаточно пространства, они выглядят дружественно, однако не диктуют вид деятельности, а скорее показывают его привлекательность и доступность. Особенно выделены места для отдыха и уединения.

Затем в рамках съезда в Университете Люксембурга был представлен ряд исследований дошкольного образования.

Так, Бина Элизабет Мун (Bina Elisabeth Mohn) рассказала об исследовании Университета Люксембурга, посвященном наблюдению за обыденной жизнью дошкольников, – «Повседневность центра по присмотру и уходу как обучающий контекст». Целью исследования было выявление механизмов и приемов, с помощью которых дети 3-4 лет преодолевают трудности повседневной жизни, то есть того, как происходят их горизонтальные переходы в течение дня. Наблюдение предполагало видеозапись повседневной жизни трех детей, их родителей и персонала Центра по присмотру и уходу. Исследование описывало практики, в которых они участвуют: как собираются для посещения центра, как переходят утром из центра на занятия дошкольного образования (early education classes), обучаются в самостоятельной игре, как превращают обучение в игру, как дожидаются своей очереди, как расстаются с родителями, приходя в группу и т.д.

В результате был выделен ряд практик, помогающих ребенку сохранять преемственность между разными видами деятельности, поддерживать его идентичность, налаживать коммуникацию со сверстниками. Интересным показалось соображение о том, что темы занятий могут быть и темами для «small talks» между сверстниками, способствуя выстраиванию контактов и становясь поводом для игр. Кроме того, представляется интересным этнографический подход, позволивший эффективно использовать данные, полученные на крайне малой выборке. Представляется, что учет этого опыта позволит более качественно выстроить ряд исследований, в том числе и изучение перехода из детского в подростковый возраст, проводимого Центром исследований современного детства Института образования.

На съезде были обозначены основные принципы построения стратегии сети ОЭСР по раннему образованию:

  • Доказательная база для политики
  • Рефлексия и обозначение политических вызовов
  • Выявление связей между рисками и благоприятными факторами
  • Борьба с худшими формами детского труда
  • Предоставление публикаций по благополучию широкой общественности и экспертам
  • Построение модели детского благополучия, включающей данные о семье
  • Улучшение жизни семей для улучшения жизни детей

Представляется важным соотносить с этим контекстом теоретические рамки и практические задачи, российских исследований не только дошкольного, но и школьного детства.

Показано, какие значимые результаты для развития дошкольного образования были получены во всемирных исследованиях образования. Так, исследование PISA «Low performing students. Why they fall behind and how to help them» показало, что одним из факторов неуспешности учащихся является недостаток дошкольного образования, наряду с мигрантским бэкграундом, проживанием в неполной семье и в сельской местности и т.д. TALIS позволил выделить три важнейших фактора, определяющих учительский профессионализм: качество базового образования до начала работы, успешность коммуникации с коллегами и обучение в профессиональном сообществе в ходе работы и автономность в управлении группой и выборе способов обучения детей. Показано, что высокие итоговые показатели профессионализма могут быть достигнуты при разной выраженности каждого из трех факторов (при разном «профиле»).

Представляется, что для современного российского образования (как дошкольного, так и школьного) крайне важно не упускать из внимания фактор автономности педагога. Идея о «профиле» учительского профессионализма кажется весьма эвристичной для организации различных подходящих по «профилю» курсов повышения квалификации, при оценке кадров, при выборе педагога родителями.

Ряд стран продемонстрировали свои системы дошкольного образования, охарактеризовав охват, возраст детей, наиболее острые проблемы (переполненность групп, нехватка кадров и пр.) и пути реформирования. Интересно, что так же как и в России, цели реформы описываются весьма широко (создание подходящих условий, благополучие детей и персонала) и имеют вертикальный характер (инициируются решением главы государства).

Участники съезда были ознакомлены с проектами «Пересмотр политик стандартов качеств дошкольного образования» («Policy Review of Quality Standards of ECEC»), «Компетенции и склонности ребенка» («Child competencies and dispositions»), TALIS «Мощный старт» (TALIS «Starting Strong Survey»), «Переход от дошкольного образованию к начальному школьному» («Transition from ECEC to primary school»), «Благополучие ребенка и ранние результаты» («Child Wellbeing and Early Outcomes Study»).

На съезде были освещены промежуточные отчеты по проектам, намечены пути межстранового анализа результатов, для еще не присоединившихся к проектам стран даны сроки и цены за участие, а также варианты получения странами различного пакета результатов в зависимости от размера финансового вклада.

Особое внимание было уделено учету и поддержке разнообразия и активной инклюзии как важнейших показателей качества дошкольного образования.

Групповое обсуждение ключевых компетенций детей, способов их развития и мониторинга, принятых в разных странах, показало, что универсальными являются коммуникативные компетенции и умение учиться, стремление базировать обучение на склонностях и интересах детей. Распространенной среди стран оказалась и позиция отказа от прямой оценки достижений детей.