• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Левен – источник мудрости

Аспиранты Института образования ВШЭ имеют возможность проходить стажировку в лучших международных вузах, что позволяет повышать профессиональную подготовку и одновременно знакомиться с культурой страны пребывания. Варвара Погожина посетила старейший в Европе Левенский Католический Университет (Бельгия). Стажировка превратилась в увлекательное путешествие, и в этой статье она делится своими впечатлениями.

Левен. Лувен. Льовен. Само название города звучит как песня, так и хочется немного потянуть «л», чтобы получилось еще мелодичнее. Вот Левенский Католический Университет, перед которым его вечный студент Фонске льет пиво себе в голову, штудируя учебник посреди площади. Скульптура называется «источник мудрости» − в чувстве юмора бельгийцам не откажешь. 


 

Улочки извилисты, и кажется, что заблудиться в них проще простого. Ищешь-ищешь нужное место, постоянно сверяясь с картой, – совсем не хочется опоздать в первый день. Ну вот, наконец, Центр педагогической психологии и технологии. Пусть здание этого корпуса не отличается колоритностьию, как, например, факультет философии, весь увитый виноградом, или университетская библиотека, больше похожая на замок, – но ведь «с лица  воду  не пить». Профессор Вершаффель уже ждет у входа. Так я и думала, все-таки поздно пришла… Не нужно было так долго разглядывать здание Ратуши.

«Вы совсем не опоздали, – сходу одаривает меня новый научный руководитель ободряющей улыбкой, – просто я всегда прихожу раньше». Он один из лучших специалистов в области «problem solving» и прекрасно знает, что именно это меня к нему и привело. Заученное приветствие вылетает из головы, и вместо того, чтобы рассказать, как долго я ждала этой поездки в старейший университет Европы, как я нуждаюсь в его помощи в написании диссертации, как много мне нужно обсудить с ним и его коллегами, я мычу и вымученно улыбаюсь.

Он, кажется, сразу все понимает, и, все еще улыбаясь, жестом предлагает следовать за ним. Лестницы, переходы, коридоры, тупик, опять лестницы, лифт, коридор… «Ну кто так строит?!»… А потом раз – и мы пришли. На меня смотрят лица, много-много лиц. Мои новые коллеги, и им, конечно, любопытно. Все как на подбор молодые, энергичные, а в глазах – интерес и искорки. Профессор Вершаффель что-то говорит, видимо, представляет меня, и показывает мое рабочее место.





Одна из девушек протягивает мне руку со словами «Йо». Я не сразу понимаю, что это ее имя, поэтому некоторое время смотрю с удивлением. Она, видя мое замешательство, разражается хохотом, явно довольная произведенным впечатлением. А потом все сразу становится легко и просто. А потом разговоры-разговоры-разговоры. Что вы исследуете? Очень интересно! А у нас вот тут большой проект по instructional design, в вашей стране это направление популярно? Это хорошо, оно такое перспективное… Еще здесь проблемы с отчислением студентов по неуспеваемости, что вы думаете о self-regulation skills?

Все крутится быстрее и быстрее, и столько впечатлений, что кажется, будто месяц – это целая вечность. Встречи, выступления, обеды, ланчи, бранчи и даже завтраки, где все говорят только о том, что важно и интересно для них, для нас, для исследователей, для ученых. Аспиранты и пост-доктора с переливающимся через край энтузиазмом рассказывают о своих планах на масштабные исследования. Профессора, чьи имена я встречала в статьях ведущих журналов, указывают на заведомо слабые места, ведь лучше знать о возможных ошибках сейчас. И все они, вы представляете, все они совершенно искренне хотят мне помочь! Мне приносят книги и статьи, мне присылают презентации на голландском (ведь именно на нем они и говорят), а потом переводят их для меня на английский. Снова и снова меня просят рассказать о трудностях при написании диссертации, и, с теми же очаровавшими меня при первой встрече искорками в глазах, подробно описывают возможные пути их преодоления. Информация, горы информации, тонны информации, от которой голова кругом. Было ли это интересно? Ну а как вы думаете? Было ли это продуктивно? Вы еще спрашиваете!

А еще в Левене велосипеды. Куда ни глянь, они везде – школ, у кампусов, у корпусов. Облупленные древние развалюхи и блестящие складные байки, сваленные в кучу и аккуратно поставленные, но почти никогда – пристегнутые. Вот прямо сейчас бери любой – и вперед. Потому что – зачем ходить пешком, если можно ездить? Ездить не по правилам, растянувшись вчетвером или впятером в цепочку через всю улицу. Не обращая внимания на пешеходов, потому что у пешеходов ведь ноги есть? Есть. Значит, могут и отойти. А машины что? Притормозят, ведь куда спешить, если ты в центре студенческой вселенной?



А потом в Левене вечер, когда Ратуша загорается огнями, и обязательно что-то происходит. Почему они все в белой одежде? Почему у них в руках ведра? Праздник, говорите? Опять студенты развлекаются? И что – часто такое? Почти каждый день?

По средневековой брусчатке обязательно нужно пойти за толпой. Туда, где прямо перед главным зданием университета раскинулась знаменитая «площадь баров». Где очень громко и много языков смешались в один радостный гомон. Где пена местного пива, небрежно смахнутая официантом на барную стойку, стекает прямо на висящие под стойкой рюкзаки и куртки, обладателям которых со всей очевидность все равно, ведь уже стемнело, и на сегодня учеба закончена. Так почему бы не веселиться?

Глубокая ночь, но уснуть не получается – звукоизоляция подкачала. Как же они поют, как же громко они смеются. И сразу и весело, и грустно, и прямо злость берет, и зависть, и хочется крикнуть им из окна: «Ну когда же вы замолчите?!», а потом: «Возьмите меня к себе!».

Левен – это атмосфера, которую не передать. Это место, где студент всегда найдет помощь и поддержку, потому что профессор и сам в душе студент. Это университет в городе и город в университете. И да, дайте мне ведро и белую одежду, я хочу быть одной из вас!


Подробнее об аспирантской школе по образованию Института образования ВШЭ тут.
Прием документов – с 1 июня по 9 сентября 2016 г.