Маленькие мигранты: подводные камни на пути обучения
Специалисты единодушны: пока ситуацию с интеграцией и обучением детей мигрантов назвать благополучной нельзя. Формально иностранные граждане обладают равными с гражданами России правами на получение дошкольного и общего образования. Однако же на деле при устройстве своих детей в детские сады и школы мигранты сталкиваются с целым рядом проблем. Попыткой помочь конкретным людям с их конкретными вопросами и стала встреча в Институте образования, которую провели руководитель Центра правовых прикладных разработок Семён Янкевич и аналитик Центра Надежда Княгинина.
С просьбой провести семинар для граждан Кыргызской Республики в Институт образования обратился клуб Билим – центр, созданный в целях содействия гражданам Киргизии в адаптации и обучении русскому языку, культуре и иностранным языкам. Круг вопросов, которые сегодня больше всего волнуют иностранных граждан, – право доступа в дошкольные и общеобразовательные организации на территории Российской Федерации; обязанности образовательных организаций; меры социального обеспечения граждан иностранных государств; средства защиты права на образование. Эти вопросы и постарались осветить наши коллеги в ходе семинара 14 июля 2016, который собрал немалое число слушателей, что и неудивительно, учитывая остроту темы.
По прошествии обучающей встречи Семён Янкевич поделился своим видением проблем в этой области.
«Во-первых, регистрация по месту пребывания. Так, директора московских школ почти всегда спрашивают о регистрации у родителей. Отсутствие таковой зачастую является основанием для отказа в поступлении в школу. Препятствует ли это доступу к общему образованию? Очевидно, да! И это несмотря на то, что Минобрнауки России неоднократно транслировало установку на обучение всех детей, находящихся на территории Российской Федерации.
Во-вторых, русский язык и адаптация. В 2014–2015 учебном году в московских школах обучались 25 357 детей – иностранных граждан. При этом в Москве действует всего пять «Школ русского языка» для детей мигрантов, и лишь две из них бесплатные. Этого недостаточно для того, чтобы как можно больше детей могли не только общаться на простые темы, но и осваивать школьную программу.
Длинные электронные очереди в детский сад, длящиеся несколько лет, бюрократические трудности и зачастую, хотя и не всегда, формальный подход руководителей образовательных организаций к проблемам мигрантов – сложившаяся ситуация вызывает большое сожаление.
Беспокоит и то, что мигранты воспринимают право на образование своих детей как некую привилегию, дарованную государством, а не право, которое необходимо защищать всеми законными способами. Родители детей в смятении и даже готовы платить деньги мошенникам, предлагающим услуги по устройству детей в детские сады и школы.
Безусловно, эта проблема требует со стороны государства особого внимания, подкрепленного финансовым обеспечением. Необходимо открывать дополнительные курсы русского языка как иностранного, повышать квалификацию учителей, работающих с иностранными учениками, осуществлять иные меры.
Не стоит оставаться в стороне и профессиональному сообществу. Существует большой риск, что через 10-15 лет, дети, не попавшие сегодня в детский сад или школу, так и останутся инофонами с восприятием русского языка и русской культуры как чуждых. Неблагоприятные последствия этого очевидны».
В планах Центра правовых прикладных разработок организация в дальнейшем таких семинаров на регулярной основе.