• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Родителям без пяти минут первоклашек

По итогам встречи, которая на днях состоялась в парке искусств МУЗЕОН, руководитель Центра исследований современного детства Инобра, доктор психологических наук Катерина Поливанова и научный сотрудник Центра, кандидат психологических наук Анастасия Нисская подготовили для родителей будущих первоклашек ряд советов, которые помогут понять и пережить непростой переходный этап из детского сада в школу и взрослым, и их детям.

По сути это ответы детских психологов на самые важные и часто задаваемые родительские вопросы, которые звучали, в том числе, и на площадке парка МУЗЕОН. Нам представляется, что получилось полезное руководство для родителей детишек, идущих в первый класс. И мы спешим поделиться им со всеми, кого волнует эта тема.

Вот самые главные рекомендации

  1. Адаптация к школе дорого стоит организму ребенка!
    В первые три недели в первом классе необходимо быть особенно чутким и терпимым к ребенку, не проявлять к нему чрезмерной требовательности, стремиться создавать ему щадящий режим на протяжении всего этого непростого периода. 
    Важно помочь ребенку добиться стабильности в его новой жизни. Прежде всего, это касается организации деятельности: создания рабочего места, планирования режима дня, чередования занятий, отдыха, прогулки и сна, контроля над временем выполнения домашних заданий.
  2. Хорошая поддержка – искренняя поддержка!
    Поделитесь с ребенком своим переживаниями и воспоминаниями о первом классе, избегая назидательности. Еще до начала обучения побеседуйте с будущим первоклассником о том, как он относится к школе, хочет ли он в нее идти, как он ее себе представляет, что его привлекает, а что настораживает. Основная задача взрослого в такой беседе – услышать и понять ребенка, поддержать, успокоить, ответить на интересующие вопросы, не превращая разговор в нравоучение. Маленькому человеку будет гораздо проще, если взрослый поделится с ним своими первыми впечатлениями от школы, проблемами и радостями, с которыми он столкнулся, придя когда-то в первый класс.
  3. Опыт успеха – залог интереса к учебе!
    Давайте ребенку посильные задачи, в которых он может преуспеть самостоятельно. Особую значимость сохраняет учет индивидуальных особенностей ребенка. Одному помогут строгие однозначные требования: они смягчат ситуацию неопределенности, снимут груз чрезмерной ответственности. У другого жесткие ограничения, к которым он не привык в дошкольном детстве, вызовут дополнительный стресс. 
  4. Первоклассник – настоящий член общества! Уважайте труд вашего ребенка, и учение станет для него важнейшим делом.
    Если ребенок ощущает уважительное и доброжелательное внимание взрослых к своей будущей деятельности, то сам начинает оценивать ее так же. Будущий первоклассник воспримет предстоящую учебу как дело ответственное и приятное, которое поможет стать ему более взрослым и самостоятельным. Родителям стоит расширить круг прав и свобод ребенка, тогда он сможет ощутить не только ответственность, но и радость взросления. 
  5. Не ходите в школу за пятерками!
    Повышенное внимание к оценкам дает ребенку неверное представление о том, что важно в школе и в жизни. Постарайтесь, говоря о школе, не акцентировать внимание на том, что вы ждете от ребенка отличных отметок. Высокие ожидания родителей, разговоры о прекрасных учебных перспективах будущего отличника нацеливают ребенка именно не на получение знаний или удовольствия от школы, а на реализацию ожиданий родителей. 
  6. «Ты все сможешь!» – слова, полезные не всегда! Умейте увидеть и оценить самый минимальный прогресс.
    Дети, от которых слишком многого ждут, сами себе «задирают планку». Интерес ребенка формируется только в том случае, если перед ним ставятся интересные и посильные задачи. А взрослый при этом не стремится решать их за ребенка, становясь партнером в увлекательной познавательной деятельности, дает пространство для пробы и ошибки.
  7. Слушайте своего ребенка, и вы поймете, как ему помочь!
    Избегайте шаблонных решений и будьте готовы действовать нестандартно.

***
Очно-заочные магистерские программы Института образования ВШЭ:


- для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы:
"Информационные ресурсы исторической науки"
"Политические вызовы современности"
"Филологическая герменевтика школьной словесности"

- для директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием:
"Управление образованием"

- для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования:
"Управление в высшем образовании"

Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2016 г.
 
(бюджетные места, предоставляется общежитие на время проведения сессий)
Подробности тут.