• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не все регионы учитывают федеральные требования при расчете нормативных затрат для школ

Эксперты Института образования ВШЭ проанализировали региональную практику внедрения подушевого нормативного финансирования дошкольного, общего и дополнительного образования. Этой теме посвящен новый выпуск серии «Современная аналитика образования» под названием "Анализ нормативного подушевого финансирования общего образования в субъектах Российской Федерации".

Оценка зрелости нормативной правовой базы при расчете нормативных затрат для школ в субъектах РФ показала, что только 32 региона учитывают требования законодательства практически в полной мере, 31 регион — в значительной мере, а остальные игнорируют часть требований федерального законодательства.

Так, утвержденные в субъектах РФ нормативы не учитывают в полной мере необходимые средства на обеспечение заработной платы педагогических работников, учебные расходы и развитие материальной базы.

Такое игнорирование или не полный учет в соответствии с требованиями федерального законодательства отдельных категорий расходов, предопределяет существенное недофинансирование прав детей на образование в соответствии с ФГОС.

 

Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ:

«Принципы ответственного финансового менеджмента в сфере образования ориентированы на переход от ассигнований на текущее содержание учреждений образования к финансированию их деятельности на основе задания учредителя.Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными учреждениями услуг с размерами направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня. Новый механизм распределения бюджетных ресурсов связан не только с необходимостью введения нормативного подушевого финансирования учреждений образования, но напрямую зависит от задействования механизма связи заработной платы с качеством и результативностью труда. Тем самым создается конкурентная образовательная среда как в рамках муниципальной образовательной сети, так и внутри самих образовательных учреждений. Качество образования и работы учителей и образовательных учреждений, с одной стороны, ложится в основу школьного экономического механизма, с другой — выступает как экономически стимулируемая конечная цель этой работы».

Эксперты Института образования ВШЭ также приводят результаты исследования региональных факторов, которые имеют первостепенное значение для величины подушевых нормативов:

  • Проведенный корреляционный анализ показал, что самое высокое влияние на нормативы финансирования оказывает уровень заработных плат в регионе. При этом корреляция нормативов с показателями заработной платы педагогических работников в школах и детских садах, как правило, ниже. Это свидетельствует о том, что при установлении нормативов регионы ориентируются не на заработную плату педагогических работников, а на заработную плату в регионе.
  • Доля сельского населения показывает умеренную отрицательную корреляцию с нормативами. Это означает, что значительная доля сельских школ в регионе существенно снижает размер норматива.
  • Высокую корреляцию с нормативами показывает объем доходов консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения. Это говорит о том, что экономически развитые регионы увеличивают бюджет школьного и дошкольного образования.
  • При этом безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на душу населения показывают слабую корреляцию с нормативами. Значит, менее обеспеченные регионы, которые являются основными получателями данных средств, меньше склонны тратить средства на образование, чем более обеспеченные регионы.
  • Коэффициент Джини имеет более высокую корреляцию с объемом расходов бюджетов субъекта РФ на общее и дошкольное образование, что позволяет сделать вывод о том, что социальная дифференциация выше в более обеспеченных регионах. Это еще раз подчеркивает связь экономического развития региона и значений нормативов.

В целом, по мнению экспертов Института образования ВШЭ, в последние годы нормативно-правовая база больше стала соответствовать идеологии свободного выбора потребителем поставщика образовательной услуги. Государство продолжает финансировать сферу образования, но при этом эффективность принятия управленческих решений повышается за счет возникающей конкуренции школ, борющихся за учащихся. Однако не все регионы привели региональную нормативно-правовую базу в соответствие с федеральными требованиями, что, в свою очередь, создает опасность недофинансирования образования.


***
Очно-заочные магистерские программы Института образования ВШЭ:


- для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы:
"Информационные ресурсы исторической науки"
"Политические вызовы современности"
"Филологическая герменевтика школьной словесности"

- для директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием:
"Управление образованием"

- для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования:
"Управление в высшем образовании"

Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2016 г.
 
(бюджетные места, предоставляется общежитие на время проведения сессий)
Подробности тут.