• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

В Институте образования состоялась Международная конференция "Траектории и образовательный выбор"

 

16 сентября 2016 года в Институте образования прошла Международная конференция "Траектории и образовательный выбор": исследования на материале первого российского национального лонгитюда "Траектории в образовании и профессии" (ТрОП). Организатором мероприятия выступил Центр культурсоциологии и антропологии образования. Учёные из Высшей школы экономики и зарубежные партнёры проекта, работающие с данными ТрОПа, представили результаты своих исследований, выполненных на материалах этого проекта.

В рамках исследования ТрОП параллельно ведутся несколько панелей, при этом одни и те же участники опрашиваются в течение нескольких лет. Самая информативная из панелей – национальная – построена на всероссийской выборке TIMSS-2011. Базы данных ТрОПа открыты для исследователей и аналитиков, доступ осуществляется по заявке, после подписания соглашения.


Пленарными докладчиками на конференции стали профессор университета Айовы Дэвид Биллс 1, выдающийся исследователь неравенства в образовании, поведения на рынке труда и тенденций в сфере занятости, и профессор Стэнфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Мартин Карной 2, специалист в области международных сравнительных исследований, анализа образовательных систем разных стран и их связи с экономическими показателями.  
 

Д. Биллс посвятил свое выступление перспективному рассмотрению вопросов квалификации в страновом разрезе. Его доклад назывался "Qualifications, Transitions, and Trust across Societies and Over Time".
 Презентация доклада Д. Биллса


М. Карной
представил доклад "Two Conceptions of Education and Social Mobility": "В демократическом обществе укоренена вера в то, что образование не позволяет формироваться классовой структуре общества и позволяет получить шанс людям вне зависимости от бэкграунда. Но школа – это бюрократическая система, которая недостаточно эффективна, чтобы достичь этой цели. Учителя не знают, как преподавать детям из малообеспеченных семей, директора не ждут от них многого. При этом даже международное исследование PISA преподносит свои результаты без учета социально-экономического статуса детей. Но надо понимать, что если вы живете в Шанхае, то вы гарантированно будете лучшим в мире в тестах PISA, даже если вы из бедной семьи, – просто потому, что там хорошая образовательная система. Таким образом, подобное представление о школе – это идеалистическое представление демократического общества, но это очень важный идеал. Школа влияет на экономический успех учащихся, несмотря на их изначальную экономическую позицию. Хорошие результаты тестов до определенной степени гарантируют ребенку высокую зарплату – именно результаты, а не социальный класс ребенка. То есть, если мы улучшим образовательную систему, то у ребят из малообеспеченных семей улучшатся результаты. Таким образом вырастет социальная мобильность, и общество будет чувствовать себя гораздо лучше"
  

В рамках конференции прозвучали выступления исследователей из зарубежных институтов: Т. Малакарни (Mount Holyoke College), А.Р. Бессуднова (University of Exeter), Г.А. Ястребова (European University Institute, Италия); учёных из НИУ ВШЭ – М.М. Юдкевич, И.А. Прахова, И.С. Чирикова, Т.А. Сапрыкиной, В.М. Малик, Д.Ю. Куракина, А.Б. Захарова, М.А. Пинской, Т.А. Чиркиной, Д.О. Королевой,  Ю.В. Кузьминой. В качестве дискуссантов на сессияхвыступили А.М. Сидоркин (НИУ ВШЭ), Д.Л. Константиновский (Институт социологии РАН), М. Карной (Стэнфордский университет, НИУ ВШЭ), Д. Биллс (Университет Айовы).   


Конференция получилась интересной и информативной как для докладчиков, которые смогли познакомиться с исследованиями своих коллег и сопоставить полученные результаты, так и для других участников, заинтересованных в теме неравенства, образовательных траекторий, различных измерений образовательного выбора. После каждой сессии, состоявшей их трёх докладов, выступал дискуссант. Дискуссанты выделяли сильные стороны представленных исследований, указывали на то, что может быть доработано, обобщали идеи, лежавшие в основе всех докладов, таким образом направляя дальнейшую дискуссию.

 

 


Профессор Биллс также является автором книги " The Sociology of Education and Work ". В течение ряда лет был главным редактором журнала "Sociology of Education".

2 Профессору Карною принадлежит авторство более 30 книг по образованию и экономике.