• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Не мешайте детям играть

Под таким лозунгом 28-30 сентября 2016 года в Москве прошла первая международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства», научным партнером которой выступил Институт образования НИУ ВШЭ. Активное участие в работе конференции приняли сотрудники Центра исследований современного детства: Катерина Поливанова, Диана Королева, Анастасия Нисская.

Мероприятие можно назвать поистине историческим –  впервые в одном месте собрались психологи, педагоги, ученые, производители игрушек и члены ассоциации родителей, чтобы выяснить, что такое игра и какая она сегодня. На вопрос, зачем же взрослым людям говорить об игрушках в мире, где много недетских проблем, организаторы отвечают: «Потому что мы все вышли из детства». Игрушки не уходят из жизни человека, они просто трансформируются со временем. Как иначе объяснить очередь  из взрослых людей, желающих сфотографироваться с большими куклами и героями отечественных мультиков?

Ошибочно полагать, что взрослые не играют в игры, – у  некоторых даже работа такая: играть и выяснять, как именно игрушки способствуют развитию. На конференции можно было не только встретиться с этими людьми, но и узнать удивительные факты о вроде бы знакомых вещах, например, о том, что распространением резинового мячика, которым заигрывается не одно поколение по всему свету, мы обязаны Христофору Колумбу; или о том, что некоторые игрушки были изобретены на разных континентах независимо друг от друга, как, например, волчок, или юла, которую все мы прекрасно помним из детства.

Погружение в игрушечную тему не было гладким: психологи и педагоги бьют тревогу – игра уходит из жизни детей. И это случилось отнюдь не сегодня – ведь эта фраза звучит на протяжении как минимум последних 20 лет.

Стоит ли волноваться? Действительно ли дети сегодня не играют? Скорее, их игры видоизменяются. Причины и последствия этого пытались осмыслить участники секции «Философия детской игровой культуры и социально-культурные контексты», соорганизатором и научным партнером которой выступил Институт образования НИУ ВШЭ (координатор Анастасия Нисская). Так, руководитель Центра исследований современного детства, доктор психологических наук, профессор Катерина Поливанова отметила немалую роль глобализации, которая повлияла на воспитание детей, – сегодня дети сразу попадают в мультикультурную среду: и языковую, и культурную. Изменилась и семья, в которой растет ребенок: в ней зачастую отсутствует традиционное распределение ролей, как это было 50–100 лет назад. Нередки семьи с одним родителем и повторные браки. Кроме того, изменилось и отношение к детству, к ребенку – ребенок больше не воспринимается как «будущий человек», но, скорее, как «человек настоящий». Детство перестало считаться  подготовкой к взрослой жизни – оно рассматривается как прекрасная и значимая ее часть.

Что же стало с современной игрой? Она не только вышла за рамки физических предметов (именно поэтому мы говорим об игровой культуре, а не просто об игрушке), но и расширила возрастные рамки. «Игра сегодня явственно взрывает рамки, которые отводила ей психология развития, рассматривая как пространство развития дошкольника, как его ведущую деятельность. Игровая культура представлена сегодня бесконечно разнообразно. Игра стала пространством досуга, вне зависимости от возраста играющих. Игра стала пространством взаимодействия и коммуникации, их средством. Нельзя не вспомнить об игре, когда речь идет о современном массовом кино и других развлекательных жанрах», – говорит Катерина Поливанова.

Одной из таких новых игр стала популярная Pokemon Go, буквально сведшая с ума полмира. Игра–мобильное приложение появилась в июле этого года и сразу стала не только хитом у детей и подростков, но и настоящим феноменом, который теперь изучают ученые. Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Диана Королева поделилась своим исследованием на тему игры и рассказала, почему не смогла обойти ее стороной (и да – для повышения качества исследования она сама играла в нее!). Диана предлагает использовать новые технологии в образовательных целях и подчеркивает пользу (слышали, родители!) этой игры. Во-первых, поскольку в России игра не выходила официально и была доступна только на иностранных языках, то разобраться в правилах и подсказках можно было только основательно  вспомнив или подучив язык. Во-вторых, многие покестопы располагались около исторических достопримечательностей – вот это мотивация! В-третьих, было отмечено, что игра повлекла за собой повышение социальной активности (все мы помним, что творилось в июле в районе Китай-города), благотворно повлияла на расширение коммуникативных навыков. В-четвертых, опрос подростков, проведенный в рамках исследования игры, показал, что они выбирали новые пути вместо привычных маршрутов, повышая физическую активность и сообразительность. С полными выводами исследования игры можно ознакомиться в презентации Дианы Королевой.(http://prezi.com/svcunlnnp3yr/?utm_campaign=share&utm_medium=copy ).

Три дня конференции включили лекции, мастер-классы, выставки. Участникам и гостям так понравилась встреча, что ее решили сделать постоянной. По результатам конференции совместными усилиями предполагается выработать список из 100 лучших игрушек, который будет предложен педагогам, и родителям. А на следующую встречу в рамках конференции психологи и педагоги привезут со всех уголков страны свои любимые игрушки. Что ж, посмотрим, у кого какой медведь в шкафу!