• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинару «Современное детство: теория и практика» — два года!

Семинар «Современное детство: теория и практика», который проводят Институт образования ВШЭ и Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ), отметил 2 года существования. Очередная встреча 27 октября носила празднично-научный характер. По словам организаторов, семинар вступил «в кризис трех лет». За это время, в 2014 – 2016 гг., были обсуждены крайне важные и интересные темы, связанные с сегодняшней действительностью детства, многие темы были затронуты лишь слегка. На юбилейном семинаре была предпринята попытка вспомнить важнейшие – и интереснейшие – темы прошедшего периода и попробовать «протянуть» исследовательские вопросы относительно этих тематик. Повестку встречи сформировали сами участники, пройдя голосование. Три темы, набравшие наибольшее количество голосов, и стали центральными для обсуждения на мероприятии.

О том, как проходил семинар, рассказывает Катрин Арно.

«Раньше дети гуляли на стройках, теперь – в «Макдоналдсе». Стали ли дети другими?
Сегодня, в противовес теории Спока, популярно естественное родительство. Дети от этого изменятся?
У современных детей, в отличие от предшественников, есть гаджеты. Это делает современных детей другими?

На эти вопросы за чашечкой чая пытались найти ответы три рабочие группы, произвольно составленные из слушателей, пришедших на семинар. Интересно, что группа, обсуждавшая влияние естественного родительства на детей, состояла преимущественно из  молодых мам, – конечно же, практикующих модную методику.

Группой, работавшей над вопросом про гаджеты, руководила Диана Королева (если уж кто и разбирается в гаджетах и подростках, то это тот, кто сам отлавливает покемонов в скучных долгих очередях!).

Третья группа, определяющая отличие современного досуга детей, состояла из педагогов со стажем, аспирантов и выпускников, съевших на этой теме собаку, — ой! — то есть защитивших на подобную тему диссертацию.

Но даже эта сильная артиллерия оказалась застигнута врасплох. Вопросы, которые поставила Катерина Поливанова, оказались не так просты, как могло показать на первый взгляд. Оказалось, что в арсенале сегодняшних исследователей устаревшие методики, да и статистика не на стороне детей – цифр про них катастрофически не хватает. Непонятно, как вообще измерить современного ребенка и с чем (кем) сравнить.

«У нас нет данных о современных детях, кроме результатов ЕГЭ», – объясняет Катерина Николаевна и призывает серьезно отнестись к данному вопросу все собравшееся научное сообщество. Почему это так важно? Потому что мир серьезно изменился, а данные остались прежними. Не верите? Вот представьте: считалось, что развод пагубно действует на ребенка, на его ощущение благополучия, являясь решающим фактором в well-being. Это воспринималось как константа, аксиома, психологическая данность. А сегодня эти данные не подтверждаются: при сохранении финансового благополучия, при сохранении дружественных отношений между родителями психологическое благополучие ребенка сохраняется. Вот так и живем: в новых реалиях со знаниями вековой давности.

Конечно, праздник на то и праздник, чтобы атмосфера вызывала улыбки, чтобы принимать поздравления, чтобы задувать свечи на торте (да-да, все это было). Свечи задули. Аплодисменты отгремели. Но никто не торопился уходить. Потому что семинар закончился, а вопросы остались. Можем ли мы вообще сравнивать детство разных поколений? На свое детство мы смотрели изнутри, современное детство – изучаем снаружи. Корректны ли эти сравнения? Чтобы оценить влияние гаджетов на детей, надо найти детей, которые вообще не пользуются гаджетами. Но возможно ли это сегодня?

Если  у вас есть ответы на эти вопросы, если вам есть что сказать, напишите нам. И, конечно же, приходите на следующий семинар.

 А мы еще раз поздравляем "Катерину Поливанову и Ко!"»


Внимание, спойлер! В ближайшее время читайте интервью с основателями об истории проекта  и планах на будущее.