• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

EDgeneration: встреча начинающих исследователей с профессионалами

В конце ноября состоялась первая открытая научно-практическая конференция молодых исследователей EDgeneration. Это мероприятие – инициатива студентов магистерских программ «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании» Института образования НИУ ВШЭ.

Идея создания студенческой конференции принадлежит академическому руководителю магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Петру Сафронову. Для студентов это вызов в рамках Проектной мастерской – задача, которая входит в учебный план магистерской программы. Нужно было не просто с нуля придумать мероприятие, которое в перспективе будет ежегодным. Оно должно было стать мероприятием такого качества, чтобы о нем было не стыдно рассказать всем коллегам и друзьям. Группе организаторов величиной в сорок человек необходимо было договориться и распределить обязанности между собой. Настоящий тренинг на умение работать в команде, для проведения которого большие компании нанимают дорогостоящих специалистов.

Молодым исследователям Института образования удалось привлечь студентов не только из столичных университетов. На зов откликнулись участники из Курска, Самары, Казани, Новосибирска и Улан-Удэ. Первую конференцию по праву можно назвать всероссийской.

По замыслу основателей, EDgeneration имеет две особенности.

Первая из них – то, что к участию в конференции приглашались не только студенты университетов, но и школьники. «Мы специально организовали конференцию для молодых исследователей, чтобы иметь возможность привлечь старшеклассников. Все они сегодня делают исследовательские и проектные работы, но представляют их в большинстве случаев не в широком научном пространстве, а учителям своей же школы. Мы хотим расширить простор обсуждений, а также познакомить школьников с актуальными исследователями. И самими исследователям в образовании, как нам кажется, будет интересно послушать идеи школьников», – говорит модератор школьной секции «Проектные и исследовательские инициативы» Влада Уткина. Модератор секции «Проектные и исследовательские инициативы» Елена Пухомелина рассказывает о трудностях в привлечении старшеклассников:

 Стоит признать: большого ажиотажа со стороны школьников у нас не было. Помимо открытых публикаций на сайте и в социальных сетях, мы рассказывали о конференции знакомым учителям и приглашали заинтересованных школьников лично. Проблема состояла в том, что работы школьников имеют обычно предметный или метапредметный характер. Однако мы отобрали те работы, в которых затрагивались весьма актуальные вопросы образования. На все заявки мы писали развернутый комментарий, часто просили дополнить текст и поправить презентацию. Неожиданным оказалось то, что многие ребята за весьма короткие сроки провели серьезную исследовательскую работу и представили свои идеи на высоком уровне. Обратная связь – это хорошая практика для школьных работ. Надеюсь, ее получится сохранить и в дальнейшем.

 Старшеклассники выступали с докладами на следующие темы: «Может ли современный лицей вырастить Пушкина?» (Петр Елисеев, школа №2114), «Роль финансовой грамотности в формировании человеческого капитала» (Максим Сорокоренский, лицей №1533), «Быть красивой или умной?» (Полина Хлынова, лицей НИУ ВШЭ). Десятиклассница Алёна Волкова из гимназии №9, представлявшая доклад на тему «Когда я вырасту, я стану космонавтом!», рассказывала о том, как современные школьники выбирают профессию. Для Алёны конференция открыла много нового в сфере образования: «До этого я и предположить не могла, насколько может быть увлекательным изучение образовательных систем. Организация конференции не подвела, понравилось, что это было именно студенческой инициативой, благодаря ей конференция приобрела больше свободы. Обязательно приму участие в следующем году».

Вторая особенность новой конференции – присутствие экспериментального формата наравне с научными. Организаторы придумали направление «Сторителлинг в образовании». Рассказывание истории – это место проявления творческих идей. Ксения Сидорова, куратор этой площадки, поясняет: «Много людей, работающих в образовании, имеют богатый опыт и мысли, которыми хотели бы поделиться. Научный жанр всегда загоняет в рамки: ты должен четко формулировать исследовательский вопрос, гипотезу. Эмоции, которые очень важны, уходят в докладе на задний план. Сторителлинг переворачивает эту ситуацию». Студентам удалось привлечь на конкурс экспертов из творческой сферы: Олега Куксовского, режиссера проекта «Студия историй Театр.DOC», и Виктора Полякова, художника и фотографа. Смысловую часть выступлений конкурсантов оценивал Петр Сафронов.

«Удачным было решение звать в жюри людей не из образования. У них свой взгляд. Они смотрят на твою выразительность, на то, как ты держишь контакт с аудиторией. Хотя для педагога это очень важно, на это не принято обращать внимание», – делится своими впечатлениями участница конкурса Алиса Безман. Она рассказывала о казусах во время предвыборной гонки за место в Студенческом совет НИУ ВШЭ. Ее выступление в жанре стенд-ап вызвало всеобщее восхищение и было награждено аплодисментами.

Ведущие конкурса «Сторителлинг в образовании» Григорий Денисенко и Игорь Анучин делятся секретами подготовки. «У нас не было возможности репетировать с участниками. Поэтому мы не знали, чего ожидать и насколько им будет понятен замысел формата. Мы понимали, что создать непринужденную и расслабленную атмосферу – это наша задача. Где вы видели, чтобы на научной конференции модераторы писали сценарий с шутками и подбирали музыку для встречи гостей?» – говорит Григорий. Игорь подхватывает: «У нас все поучилось. Реакция, которую выступления участников вызывали у жюри и у зрителей, говорит о живом отклике общественности. Рассказ учителя из Петербурга вызвал бурную дискуссию. Люди хотят в таком формате обсуждать то, что им важно. Сторителлинг мог бы стать самостоятельным проектом». Победителем конкурса стал студент философского факультета НИУ ВШЭ Илья Курсенко, впечатливший жюри своей искренностью и чувством юмора.

Второй день конференции начался с панельной дискуссии на тему «Кому нужны исследования в образовании?». Программный комитет тщательно подошел к выбору дискуссантов. За одним столом собрались такие специалисты, как Катерина Поливанова, руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ; Иван Павлюткин, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социальных исследований НИУ ВШЭ; Алексей Савватеев, ректор Университета Дмитрия Пожарского; Михаил Поваляев, основатель Университета Дмитрия Пожарского, директор Филипповской школы, президент Русского фонда содействия образованию и науке; Пётр Сафронов.

Модератор дискуссии Ксения Сидорова выдает секреты подготовки этого события:

 На собрании организационного комитета мы долго спорили и не могли внятно сформулировать тему дискуссии. Она должна была звучать, с одной стороны, остро, а с другой стороны – быть венцом всей конференции. Вопрос, кто же заказчик исследований в образовании, касается непосредственно нашей будущей работы и самоопределения.

Дискуссия приобрела самое неожиданное направление. Приглашенные профессионалы искренне делились своими соображениями на заданную тему, которая, как они признались, волнует их самих не меньше, чем студентов, которым только предстоит искать работу. Большинство в аудитории согласилось с точкой зрения Петра Сафронова и Михаила Поваляева о том, что исследования в образовании нужны в первую очередь самими исследователям. Они несут самостоятельную ценность и пусть не прагматическую, но общественную значимость. В дальнейшем в ходе дискуссии был сформулирован конфликт между независимостью и объективностью. Руководители Университета Дмитрия Пожарского заявили: освобождаясь от государственного заказа, исследователь, который все же нуждается в опоре, выбирает позицию и начинает продвигать ее, все равно как если бы это была позиция министерства. В ответ Катерина Поливанова заметила, что сама ориентация на измерение и строгость полученных данных, которой придерживается и Институт образования НИУ ВШЭ, является своего рода ограничителем исследовательской свободы. Сколько бы ты ни старался сконструировать инструмент измерения, сами по себе полученные данные смысла не имеют. Исследователь потом всегда ломает голову над их интерпретацией.

После жаркой дискуссии началась работа сразу в трех тематических секциях. Студенты и молодые ученые представляли свои исследовательские работы по направлениям «Доказательная образовательная политика», «Измерения в образовании» и «Аудиторные практики в образовании». В общей сложности было представлено почти двадцать докладов. Обратную связь выступающие получили от студентов НИУ ВШЭ и МГПУ, сотрудников Института образования, а также от приглашенных дискуссантов-практиков. Так, комментарии к выступлениям в секции «Аудиторные практики в образовании» давал участник проекта «Учитель для России» Александр Ядрин и сотрудник Лаборатории компетентностных практик в образовании МГПУ Екатерина Вишневская.

О специфике задачи руководителя секции высказалась Ксения Адамович, модератор секции «Доказательная образовательная политика»: «Послушать работы студентов других университетов – это хорошая возможность понять и собственный уровень. Мы привыкли к тому, что нам указывают на недочеты в работе, и порой кажется, что работу нужно переписывать до бесконечности. Кажется, что ты никогда не станешь профессионалом. Видя работы других людей, понимаешь, какие еще могут быть подходы в исследованиях. Это очень продвигает».

Подводя итоги конференции, магистрантка Ксения Фиофанова, ответственная за поиск спонсоров, отметила помощь сотрудников: «Хочу выразить благодарность всем, кто нас поддерживал в Институте образования. Отдельное спасибо нашему генеральному партнеру EF English First. Это была первая конференция EDgeneration, организованная студентами для студентов, надеюсь, в следующем году нам удастся привлечь больше партнеров и участников».

Вот имена организаторов, без участия которых конференция многое бы потеряла:
Максим Кашарин – креативный пиарщик и автор большинства постов о конференции в социальных сетях.
Екатерина Зинюхина – модератор сайта конференции, которая мужественно сносила по десять тысяч просьб в день о правках в форме заявки на участие.
Юлия Ивина – координатор волонтеров, благодаря ей все гости конференции были окружены вниманием и заботой.
Виктория Малова и Ольга Романова – гостеприимные хозяйки, заботившиеся о подготовке пространства конференции.
Бэла Таловская – талантливый фотограф и начинающий дизайнер.
Ирина Угланова – медиатор по переговорам с партнерами конференции.
Роман Звягинцев – главный криэйтор, автор названия конференции.
Артем Кулаков – ответственный за оформление сертификатов.
Наталья Чернышова – сотрудник оперативного реагирования, руководитель секции «Измерения в образовании».
Диана Кайкы и Андрей Коротовских – финансовые аналитики, сотрудники группы по работе с партнерами.
Екатерина Царапина – автор и ведущий экскурсии по студенческим маршрутам ВШЭ.
Екатерина Захарова – руководитель организационного комитета.

Не обошлось без студентов Института образования и в кругу докладчиков конференции. Свои магистерские работы представили Камилла Шульга, Татьяна Сапрыкина, Екатерина Зинюхина, Игорь Анучин, Андрей Коротовских. Все эти ребята в будущем наверняка станут аналитиками-исследователями.

Организаторы намерены повторить конференцию в следующем году. Студентка первого курса магистратуры Елена Дзядевич говорит о планах: «Постараемся привлечь еще больше участников, возможно, добавим еще одну-две секции. Сохраним неформальную и открытую обстановку. Учтем пожелания участников: пригласим больше спикеров, а в дискуссанты позовем преподавателей для экспертной оценки».