• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Если смотреть только назад, движение вперед становится невозможным

Если смотреть только назад, движение вперед становится невозможным

Россия переживает эпоху радикальных перемен: реформы бюджетного сектора, местного самоуправления сопряжены с реформами в образовании и здравоохранении. Темп и логика этих реформ не всегда совпадают, часто превращают позитивную поступательную динамику в бурлящее пространство споров, сопротивления и даже отторжения. Свое мнение по этому поводу высказывает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.


Многие трансформации не находят общественной поддержки: зачастую новшества внедряются в неподготовленную среду, инновации не всегда созвучны представлениям и ожиданиям людей. При этом практически каждая семья связана с образованием и имеет свое мнение о направлении реформ. Словом, проблемы в российском образовании сегодня объективно существуют. Попробуем в них разобраться.

 Очень часто приходится сегодня слышать про кризис современного образования. В этом чувствуется влияние СМИ и соцсетей, в буквальном смысле в виде пропаганды, которая пытается каждый раз убедить население в кризисе современного периода, сравнивая его со старой советской системой. Причем все, что было догматичным и идеологическим в советское время (например, воинственный атеизм), забывается. Навязывается  определенный миф, который представляет советскую систему как идеал на все времена.

Абанкина Ирина Всеволодовна
Институт развития образования: Директор

 «Говоря о неприятии реформ обществом, необходимо выделить несколько аспектов, связанных с грамотной социальной политикой, которую мы не успеваем проводить и не всегда правильно оцениваем последствия, – делится своими мыслями Ирина Абанкина. – У нас есть очень сильные и уже сформированные профессиональные  сообщества, которые не хотят меняться. Они чувствуют свою некоторую ущемленность, недостаточное к ним внимание. На самом деле сегодня многое делается для того, чтобы изменить социальный статус как педагогов, так и руководителей образовательных организаций, но всего этого пока недостаточно. Поэтому новые требования, касающиеся компьютерной грамотности, новых компетенций, применения новых методик и прочего, – они попадают в ситуацию некоего сопротивления».

Но к числу основных трендов развития образовательной сферы можно отнести несколько положительных сдвигов. Есть динамика улучшения системы вознаграждения кадров в большинстве российских образовательных учреждений. Сегодня обеспечена прозрачность в распределении средств и доведении их до образовательных организаций. 

«Зарплаты педагогов – это комплекс мер по выполнению майских указов Президента России. Нельзя сказать, что здесь все гладко и со всем справились, но сделан решительный и кардинальный переход. Речь идет в первую очередь о дошкольном образовании, – отмечает Ирина Абанкина. – Здесь мы приостановили  негативную тенденцию – отток кадров и непривлекательность этой работы. Мы добились того, что  дошкольное образование и работа в качестве воспитателя дошкольных образовательных учреждений  становится так или иначе перспективной. Удалось повысить в этих учреждениях уровень оплаты труда, и это чрезвычайно важно. Да, проблем остается еще очень много, но, тем не менее, это все было сделано».

Два направления за последние годы значительно ушли вперед – это охват дошкольным образованием и преодоление дефицита мест в детских садах, порожденного демографическим бумом.  Заметно, что многие семьи стали доверять профессиональному педагогическому сообществу, родители с пониманием стали подходить к социализации своих детей. Дошкольное образование стало социальной нормой, формируется консенсус по задачам воспитания в раннем возрасте, созданию равных стартовых возможностей для детей.

Повысилось внимание общества к дополнительному образованию детей.  Если пару десятилетий назад, говоря о дополнительном образовании, подразумевали пыльный список устаревших кружков,  где было неинтересно заниматься, то сегодня это большое разнообразие таких пространств, где можно увлекательно и полезно провести время. Образование в таких пространствах организовано с опорой на интерес самих учащихся, можно участвовать как индивидуально, так и командами, детскими коллективами.

«Несмотря на все успехи и достижения, чтобы вовлечь в реформы ключевые социальные группы и обеспечить общественную поддержку трансформации, нужно еще немало сделать. Во-первых, стократно усилить коммуникацию по этому поводу. Нужно практически каждый день обсуждать проблему образования, чтобы выявить реальные причины. Во-вторых, социальная политика связана с социальными сетями и со СМИ. Здесь нужна интенсивная общественная дискуссия, – говорит Ирина Абанкина. – У многих существует страх будущего, страх неоправдавшихся ожиданий.  

Мы не успеваем в том темпе, в котором двигаемся сегодня, произвести апробацию, подвести итоги – все это диктуют внешние условия. Тем самым  мы используем технологии ручного управления. Мое убеждение: образование, оглядываясь назад, жить не может.

Чрезмерное использование административного рычага и насильственная модернизация приводят к отторжению. Этим мы и грешим сегодня.  Это очень серьёзная проблема общественного устройства, общественных ценностей. Все приходится делать не благодаря, а вопреки».

*****

Приглашаем обсудить вопросы реформ российской системы образования в рамках круглого стола на тему: «Почему реформы образования в России не поддерживаются населением: кто является основными стейкхолдерами и как сбалансировать различные группы интересов». Дискуссия будет проходить во время XVIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Председатель сессии П.С. Сорокин.

Участники:
Т.Л. Клячко (РАНХиГС), И.В. Абанкина (НИУ ВШЭ), И.М. Реморенко (МГПУ), А.А. Климов (экс-заместитель Министра образования и науки Российской Федерации), Л.Н. Духанина (Депутат Государственной Думы), А.И. Адамский («Институт образовательной политики «Эврика»).

Круглый стол состоится 13 апреля 2017 г. в НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва, ул. Мясницкая, д.11, ауд. 431.

 



С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.