• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Переход «учеба – работа»: анализ через призму образовательных специальностей

Переход «учеба – работа»: анализ через призму образовательных специальностей

Влияет ли получение той или иной специальности на переход выпускников российских вузов с учебы на работу? Насколько верно, что в стране ощущается недостаток выпускников с дипломами инженеров? Об исследовании, посвященному изучению этих вопросов, рассказывает профессор кафедры управления человеческими ресурсами Школы бизнеса и делового администрирования НИУ ВШЭ Елена Варшавская.

Успешность перехода «учеба – работа» выступает одним из показателей вхождения молодежи в рынок труда, эффективности личных и государственных инвестиций в образование, соответствия рынка образовательных услуг потребностям рынка труда. Данная проблема начала разрабатываться исследователями относительно недавно – с начала 1980-х гг. В последнее время за рубежом появилось значительное число страновых и международных эмпирических исследований. В России же эмпирических исследований перехода «учеба – работа» и публикаций, в которых анализируются их результаты, крайне мало. Неизученным является вопрос,  влияет ли получение той или иной специальности на переход «учеба – работа» выпускников российских вузов.

«Для оценки успешности перехода от учебы к трудовой деятельности в числе прочих должны быть использованы и такие показатели, как продолжительность перехода после окончания учебы к старту работы, статус специалиста на рынке труда через полгода и один год после завершения обучения – иными словами, работает человек или он вообще является безработным или экономически неактивным  а также связь его работы с полученной им специальностью, удовлетворенность индивида работой»,  рассказывает Елена Варшавская, профессор Школы бизнеса и делового администрирования НИУ ВШЭ.

На сегодняшний день исследователей интересует вопрос, насколько обоснованным является широко распространенное представление о том, что российская экономика страдает от недопроизводства инженеров при перепроизводстве экономистов и юристов. Если данное утверждение верно, то переход «учеба – работа» для выпускников инженерно-технических специальностей будет более успешным по сравнению с теми, кто получил экономическое или юридическое образование. Иначе говоря, выпускники с дипломами инженеров будут быстрее находить работу, иметь более высокие шансы быть занятым, их деятельность будет чаще связана с полученной специальностью, они реже будут занимать рабочие места, не требующие имеющегося у них уровня подготовки, по сравнению с выпускниками, получившими образование в области экономики и права.

Эмпирические данные для ответа на обозначенные вопросы дает Обследование рабочей силы (Обследование населения по проблемам занятости) за 2010–2015 гг., а также специальный опрос МОТ, посвященный изучению перехода от обучения к трудовой деятельности, проведенный в России в 2012 г. и 2015 г.

 Результаты нашего анализа показали, что наиболее благополучной группой с точки зрения успешности перехода «учеба – работа» являются выпускники с медицинскими дипломами. Они чаще всего работают на позиции специалистов высшего уровня квалификации, показывают максимальную верность своей профессии и имеют минимальный уровень безработицы. Самой проблемной группой оказались выпускники аграрных учебных заведений. У них наименьшие шансы удержаться в своей профессионально-должностной группе, и они демонстрируют максимальные показатели нисходящей мобильности как по масштабам, так и по «глубине» спуска вниз, чаще всех отрицают наличие связи между работой и полученной специальностью. Причем сказанное в равной мере относится к молодым людям, живущим как в городе, так и в сельских поселениях.

Варшавская Елена Яковлевна
Кафедра управления человеческими ресурсами: Профессор

Подводя итоги, Елена Варшавская отмечает: «Значимых различий в показателях успешности перехода от учебы к трудовой деятельности у выпускников технических, экономических и юридических специальностей не выявлено. В целом полученные предварительные результаты не подтверждают распространенную точку зрения об избыточных масштабах подготовки экономистов и юристов и дефиците инженеров».

***** 

Предварительные результаты исследования перехода «учеба – работа» и другие актуальные вопросы образования будут обсуждаться на Международном симпозиуме «Оценка эффектов в трансформациях образования» в рамках XVIII Апрельской научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая будет проходить в НИУ «Высшая школа экономики», 11-14 апреля 2017г., г. Москва, ул. Мясницкая, д.11.



С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.