Как университеты помогают развитию территорий
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Обычно университеты позитивно влияют на развитие ближайших территорий*. Эксперты НИУ ВШЭ изучили, в каких регионах России вузы активнее всего помогают росту экономики, развитию человеческого капитала (навыков, компетенций людей) и инноваций. Оказалось, что наибольший вклад в развитие субъекта федерации оказывают образовательные центры Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Татарстана, Красноярского края, Калмыкии, Чечни и и республики Саха (Якутия).
Ученые обследовали 79 регионов. Результаты работы представлены в докладе «Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России». Доклад вышел в серии публикаций Института образования НИУ ВШЭ «Современная аналитика образования».
Как вузы влияют на уровень жизни
Университеты могут служить двигателями развития на местах. Но в одних регионах этот вклад более заметен, в других — менее.
Исследователи оценили вклад университетов:
- в экономическое развитие. Это налоговые отчисления вузов в региональный бюджет, доходы, полученные от приезжающих студентов (их траты на проживание и пр.). Также оценивалось соотношение средней зарплаты работников вузов к средней зарплате в регионе. «В совокупности эти показатели отражают, в какой степени университет как хозяйствующий субъект служит драйвером экономического развития», — поясняет Олег Лешуков.
- в развитие человеческого капитала. Вузы готовят для рынка труда квалифицированных работников. Их зарплаты в целом выше, чем у тех, кто не имеет университетского диплома. Эта «премия за высшее образование» обеспечивает более высокий налоговый доход региона и более высокий уровень потребления. «Такие мультипликационные эффекты влияют на локальную экономику», — говорит Лешуков.
- в инновационное развитие. Это производство новых знаний и технологий, коммерциализация разработок (число лицензий, патентов и пр.). Значимо также количество цитирований публикаций в базах данных Российского индекса научного цитирования и Scopus.
Оценки** влияния вузов по трем направлениям (субиндексы) позволили определить, в каких регионах университеты больше помогают местной экономике. На основе анализа исследователи типологизировали региональные системы высшего образования (см. Приложение 1).
Двигатели территориального развития
Ученые выделили четре типа региональных систем высшего образования:
- «драйверы регионального развития» — это регионы, у которых все субиндексы выше средних;
- системы высшего образования с высоким уровнем влияния, у которых два субиндекса имеют значение выше средних;
- системы с умеренным уровнем влияния, где два субиндекса — ниже средних;
- системы с низким уровнем влияния, в которых все субиндексы меньше среднего показателя.
Ранжирование, по словам экспертов, показывает «не уровень развития региональных систем высшего образования, а степень их вклада в конкретную социально-экономическую ситуацию в регионе». Поэтому третью и четвертую группу неправильно считать аутсайдерами. Просто системы высшего образования в этих регионах вносят меньшую лепту в местную экономику. «Это может быть связано с разными факторами: географическими, историческими, социальными и т.д.», — поясняет Олег Лешуков.
Драйверов регионального развития девять: помимо очевидных образовательных лидеров (две столицы с областями, Красноярский край, Татарстан), в группу довольно неожиданные вошли Калмыкия, Чечня и Саха (Якутия). «Лидерство этих регионов в первую очередь связано с высокими показателями по субиндексу «развитие человеческого капитала», — комментирует эксперт. — Там сравнительно высокая премия за образование».
Системы высшего образования с высоким уровнем влияния включают 18 регионов. У одиннадцати из них повышенные субиндексы «экономическое развитие» и «развитие человеческого капитала». Это, к примеру, Астраханская, Кировская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская области, Забайкальский и Хабаровский край.
Попадание регионов в одну группу может объясняться разными факторами, отмечают исследователи. Структура экономики может влиять на вклад вуза в развитие человеческого капитала. «В диверсифицированных экономиках востребованы кадры с высоким уровнем образования», — подчеркивает Лешуков. Высокая «премия за образование» в малонаселенных и менее развитых регионах может объясняться, например, небольшим охватом населения высшим образованием. В таких условиях диплом об окончании вуза «дороже стоит» — «конвертируется» в более внушительную зарплату.
"Кроме того, высокие значения некоторых субиндексов могут быть характерны для регионов с большой долей общественного сектора в структуре экономики", — говорит эксперт. В таком случае любая организация высшего образования уже является значимым субъектом для экономики региона.
Группа с умеренным уровнем влияния университетов (два субиндекса ниже средних) самая многочисленная и включает 36 регионов, то есть почти половину из всех обследованных. В этой группе, например, Алтайский край, Архангельская, Воронежская, Курская, Ростовская, Саратовская, Тюменская области, Камчатский и Краснодарский край, Башкирия, Коми и Тыва.
В группе с низким уровнем влияния вузов 15 регионов. Речь идет о Владимирской, Амурской, Брянской, Калужской, Новгородской, Орловской областях, Бурятии, Адыгее и пр.
Отличники по вкладу в экономическое развитие
Если рассматривать отдельные векторы влияния вузов, то в экономическое развитие территорий максимальный вклад вносят регионы с крупными университетскими центрами. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Томская, Новосибирская и Свердловская области. Там сосредоточены национальные исследовательские университеты, федеральные университеты, вузы, входящие в Проект 5-100. Доходы таких университетов относительно высоки, и это сказывается на развитии регионов. К тому же, эти субъекты РФ привлекают студентов из других регионов. Это тоже увеличивает вливания в местную экономику.
Распределение региональных систем высшего образования по значениям субиндекса «вклад в экономику».
Источник: здесь и далее — доклад «Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России».
Примечание: чем интенсивнее цвет, тем выше индекс (минимум значения выделен светло-желтым цветом, максимум — ярко-красным).
Лидеры по вкладу в человеческий капитал
В этой номинации на первых позициях оказались Тыва, Сахалинская область и Якутия. Причина тому — особенности системы образования этих регионов. Масштаб местных систем высшего образования здесь невелик (нередко это один вуз и несколько филиалов), зато сравнительно много техникумов и колледжей. Довольно низкие шансы получить вузовский диплом повышают «премию за высшее образование».
Распределение региональных систем высшего образования по значениям субиндекса «вклад в развитие человеческого капитала».
Передовики по вкладу в инновации
Главные инноваторы — Москва и Московская область, Иркутская и Томская области, Ставропольский край. В этих субъектах РФ действуют активные разработчики ноу-хау, генераторы новых технологий — крупные национальные исследовательские университеты.
Распределение региональных систем высшего образования по значениям субиндекса «вклад в инновации».
Очевидно, что в одну группу могут попасть регионы с очень разными социально-экономическими показателями. Прямой связи между субиндексами и уровнем развития региона не обнаружено, поясняют авторы доклада. Влияние университета на экономику территории, как было показано, — комплексная характеристика, не вытекающая напрямую из социально-экономической ситуации в субъектах РФ.
Исследование таких характеристик поможет по-новому сориентировать направления развития систем высшего образования в регионах.
*Государственные расходы на образование рассматриваются как инвестиции и предполагают «дивиденды». В России эти расходы составили 1,2% от ВВП (2013 год). Для сравнения: в Великобритании и Нидерландах они составляют 1,8% и 1,7% ВВП соответственно.
**Для расчета показателей использовались данные Мониторинга эффективности вузов (выпуск 2015 года), Мониторинга трудоустройства выпускников (выпуск 2015 года), Федеральной информационной системы «Прием» (2014), Росстата и пр.
Приложение 1.
*****
С 1 марта по 30 мая 2017 г. - предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Громов Александр Дмитриевич
Евсеева Дарья Геннадьевна