• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Динамика образовательных результатов в России и мире (на данных международных мониторингов качества образования)

С середины XX века перед большинством стран встает вопрос: как повысить качество образования и снизить неравенство учащихся из разных социальных групп? Поиск ответа привел к распространению проектов, связанных с измерениями и сбором данных в образовании. Россия, хоть и с большим опозданием, но тоже подключилась к этой «гонке за качеством». Как показывают исследования, для объяснения динамики результатов российских учащихся в последние 15 лет важно учитывать социокультурные и территориальные различия. Именно здесь и появляется много вопросов.

Например, данные международных мониторингов TIMSS и PISA для России показывают рост результатов старшеклассников по чтению и математике. Однако это происходит за счет увеличения баллов учащихся из семей, где родители не получили высшего образования. В семьях с большим объемом культурного капитала прироста баллов не наблюдается.

В России сокращается разрыв в результатах учащихся из крупных городов и небольших населенных пунктов. Происходит это также за счет роста баллов в последних, несмотря на то, что в крупных городах больше родителей с высшим образованием, лучше развита инфраструктура, выше доступ к образовательным ресурсам. В частности, в небольших селах в выборке PISA процент учащихся, родители которых получили высшее образование, составляет от 0 до 80%. В крупных же городах доля таких учеников начинается с 20% и может доходить до 100%.

Возникает ряд вопросов, которые требуют обсуждения. Хорошо известно, что социокультурные характеристики семей сильно связаны с результатами детей.Тогда чем обеспечены образовательные достижения учащихся с небольшой культурной поддержкой семьи, и почему не растут баллы у их сверстников, находящихся в более благополучной ситуации? С чем связан рост результатов в небольших городах и селах, и почему этого не происходит в городах с развитой культурной инфраструктурой? Какова роль школы в этих процессах?

*****

Мы приглашаем всех желающих принять участие в обсуждении этих и других вопросов на круглом столе Всемирного Банка и Института образования НИУ ВШЭ «Динамика образовательных результатов в России и мире (на данных международных мониторингов качества образования)», который пройдет 11 апреля 2017 с 15:00 до 16:30 в рамках Международного симпозиума "Оценка эффектов в трансформациях образования". Адрес: Москва, ул. Мясницкая, 20, ауд. 327-к.


 


Предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.

Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.