Как проводят свои летние каникулы российские школьники
Как выяснили эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ, большинство российских детей проводят каникулярное время дома (47%). Наименее мобильными оказались дети, проживающие в селах и поселениях городского типа: 61% детей проводили каникулы дома. Среди детей, проживающих в городах до 100 тыс. человек, эта доля составляет 45%. В Москве дома отдыхали всего 22% детей, а в городах с населением более 1 млн человек – 35%.
Помимо «отдыха дома» в целом по выборке чаще всего дети проводят каникулы у родственников в других населенных пунктах (36%), путешествуют с родителями на территории РФ (26%), проводят время на даче (24%). В зависимости от типа населенного пункта меняется приоритет летнего отдыха детей. Для москвичей и жителей городов-миллионников на первом месте «дача», для жителей малых городов и сельской местности – «отдых дома».
В Москве наиболее частый ответ – «дача», далее следуют «путешествие или отдых в санатории в России», потом «за рубежом» и «у родственников и бабушек».
В крупных и средних городах расположение популярных ответов такое: «отдых дома», затем «у родственников», затем «дача».
В малых городах и селе – «дом», «родственники», «путешествия и санаторий в России».
Распределение ответов на вопрос «Как Ваш ребенок провел минувшее лето?»
В загородных лагерях на территории РФ отдохнули в 2016 году немногим более 11% детей. Дети, проживающие в сельской местности, в наименьшей степени оказываются охвачены этой формой отдыха. Напротив, они больше других проводят лето в лагерях дневного пребывания при школе или организациях дополнительного образования (20%). В крупных городов с населением более 1 млн человек эта доля меньше 10%.
Дети из крупных населенных пунктов чаще выезжали летом с родителями за рубеж. Так ответили 25% опрошенных из Москвы и 12% из городов-миллионников; из сел и ПГТ – 4% семей, и 6% – из городов с населением до 100 тыс. человек. Также дети из крупных городов чаще отдыхали в детском центре или языковом/ спортивном/ образовательном лагере за рубежом: 4% для Москвы и 3% для городов-миллионников против 0,4% для сел/ ПГТ и 1,3% для городов с населением до 100 тыс. человек.
По мнению директора Центра социально-экономического развития школы Сергея Косарецкого, данная тенденция может быть связана с разным социально-экономическим положением семей, проживающих в населенных пунктах с разным уровнем урбанизации. Очевидно, что доходы и возможности семей в городах-миллионниках и тем более в Москве превышают финансовые возможности семей, проживающих в небольших городах и селах. Кроме того, крупные населенные пункты с большей вероятностью располагают более широкой и богатой инфраструктурой дополнительного образования и летнего отдыха. Все это может свидетельствовать об определенном неравенстве в характере проведения летних каникул детьми относительно территориального фактора.
Как показывают международные исследования, различия в характере проведения летнего отдыха усиливают разрыв в качестве образования между учащимися из разных групп семей, возникающий за счет обучения в школах с разным кадровым и инфраструктурным потенциалом. Данные тенденции должны становиться объектом более пристального внимания государства при формировании государственной политики в области образования. Требуется более целенаправленная работа с семьями, которая должна включать широкое информирование родителей о возможностях проведения детьми летних каникул, в том числе бесплатных и частично компенсируемых путевок в детские оздоровительные лагеря для определенных категорий семей. Необходимо также продумать специальные меры по вовлечению сельских детей в образовательные программы в каникулярный период.
Данные получены в рамках опроса родителей детей, посещающих учреждения дополнительного образования, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2016 году. Опрос охватил 3887 родителей.
Предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр социально-экономического развития школы: Директор центра