• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Российские школьники, имеющие худшие стартовые условия, стали учиться лучше

В рамках XVIII Апрельской международной научной конференции Институт образования ВШЭ проводит с 11 по 14 апреля международный симпозиум «Оценка эффектов в трансформациях образования». 11 апреля на круглом столе, прошедшем под эгидой Всемирного банка, обсуждался вопрос о динамике образовательных результатов в России и в мире на данных международных мониторингов качества образования.

Лейтмотив симпозиума, посвященного проблемам образования, — оценка эффектов от различных изменений, проведенных в отрасли. «Мы говорим не просто о том, что конкретно нужно изменить, а задаем вопрос: ну хорошо, изменили, и что произошло?» — поясняет научный руководитель Института образования Исак Фрумин. Как обычно на Апрельской конференции, на вопросы отвечают не только российские, но и выдающиеся зарубежные исследователи со всех континентов.

С середины прошлого века во многих странах пытаются повысить качество образования и увеличить его доступность, то есть снизить неравенство учеников из разных социальных групп. Оценить эффективность этих мер можно с помощью международных сравнительных исследований качества образования. Особенно интересны сравнения в динамике: например, что изменилось за то время, пока Россия участвует в одном из самых популярных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).

Впервые в рамках PISA замеры компетенций 15-летних российских школьников были сделаны в начале 2000-х годов, а самые свежие результаты получены в 2015 году. Значительно улучшились результаты по математике и читательской грамотности, есть небольшой прирост по естествознанию. В целом Россия неплохо выглядит по сравнению со странами Европы. И теперь важны рекомендации: как сохранить успех и продолжить рост?

«Страны Евросоюза показывают достаточно высокие результаты в международном исследовании PISA. Однако они не так хороши, как могли бы быть с учетом социально-экономического статуса учеников, — отметил Кристиан Аэдо из Всемирного банка. — При этом разрыв в баллах у учеников с разным социально-экономическим бэкграундом в разных странах различается. Например, во Франции и Болгарии разница между учениками из малообеспеченных и высокообеспеченных семей составляет 2-3 года обучения, в переводе с баллов PISA. Также растет разница в баллах у учеников из города и сельской местности. Поэтому важно обращать внимание на такие факторы высокой успеваемости, как школьный климат, мотивация учащихся, а также учительские практики. Пример Финляндии показывает, что даже учащиеся с низкими результатами в PISA могут получить профессию и быть востребованы на рынке труда, если школа работает с ними индивидуально».

В России исследователи тоже задаются вопросом, как меняются результаты у разных групп учеников в зависимости от их материального положения, места жительства и проч.

Например, исследователи Института образования проанализировали, как меняются результаты в зависимости от наличия высшего образования у матерей школьников (это традиционная характеристика культурного капитала). Доля детей, чьи матери имеют высшее образование, в выборке (чуть более 200 школ, примерно 5 тыс. учеников) с 2003 до 2015 года выросла примерно с одной трети до половины, подчеркнул заведующий Лабораторией анализа образовательной политики ВШЭ Андрей Захаров. При этом, например, по математике результаты растут в основном у детей, у матерей которых высшего образования нет, а дети из семей со значительным культурным капиталом остаются на прежнем уровне. 

В России существенную роль играют и внешкольные факторы — прежде всего доступность Интернета и рост популярности социальных сетей, когда дети, живущие в селах, сами осваивают способы работы с информацией

Схожая ситуация и с баллами учеников, живущих в городах-миллионниках и в небольших населенных пунктах. В крупных городах по математике и естествознанию прирост фактически не наблюдается, а в небольших населенных пунктах он налицо. При этом доля матерей с высшим образованием увеличивается во всех населенных пунктах примерно одинаково, а образовательная инфраструктура лучше развита в крупных городах, там также лучше доступ к образовательным ресурсам. «Становится очевидно, что школа смогла «подтянуть хвосты» и помочь детям, находящимся в менее выигрышных условиях, — считает Андрей Захаров.

Участники круглого стола обсудили гипотезы, сформулированные на основе этих выводов. Известно, что родители с высшим образованием всегда активнее вовлечены в обучение своих детей. Но получается, что школа за последние годы не изменила подходы к работе с такими детьми, и это недостаток образовательной политики. Если результаты детей из разных социальных групп сближаются, как школа дальше с ними будет работать, если сейчас не может обеспечить прирост детям с высокими образовательными запросами? Успехи учеников, находящихся в худших стартовых условиях, могут быть связаны с усилением инструментов контроля за качеством образования — ЕГЭ, других стандартизированных тестов, когда школа становится более ответственной за результат, или же с реструктуризацией сети школ в сельской местности.

На государственном уровне успехи российских школьников в PISA принято объяснять успехом проведенных реформ — постепенным переходом на новые стандарты (при том что 15-летние дети в 2015 году по ним еще не учились), введением ЕГЭ, усилением контроля за качеством образования, когда школа становится более ответственной за результат. Подобные объяснения бытуют и в европейских странах — так, участвующий в круглом столе Мацей Якубовски, замминистра образования Польши в 2012-2014 годах, также объяснял рост результатов польских школьников в PISA эффективной государственной политикой (рост автономии школ, изменение принципов финансирования, стандартизированные экзамены для детей и для учителей и проч.).

Но не исключено, что, во всяком случае, в России существенную роль играют и внешкольные факторы — прежде всего доступность Интернета и рост популярности социальных сетей, когда дети малообразованных родителей, живущие, например, в селах, сами осваивают способы работы с информацией, и это помогает им в решении практико-ориентированных задач PISA.

*****


Предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.