• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От элитного высшего образования к массовому

В динамично развивающемся мире изменения стремительно проникают во все сферы человеческой деятельности, не оставляя в стороне систему высшего образования. В существующих условиях современные университеты должны не только быстро встраиваться в постоянно меняющиеся тенденции, но и сами становиться источником нового, что требует от них перманентного нахождения в ситуации ускоренного развития. В рамках VIII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования данная тема станет ключевой для пленарных дискуссий и специальных мероприятий.

Одним из актуальных является вопрос о массификации высшего образования и ее последствиях для академической профессии. Этот процесс идет уже несколько десятилетий и характерен не только для России, но и для большого количества других стран. Что это значит прежде всего для академических сотрудников, почему этот сюжет является важным, рассказала проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич.

Массификацию очень часто отождествляют с большим потоком студентов, со стандартизацией программ обучения и с привлечением в университет новых слоев социального общества – а вот именно про преподавателей-исследователей говорят в меньшей степени. Давайте попробуем суммировать несколько последствий, которые возможны в процессе массификации для высшего образования.

Во-первых, массификация – это существенный рост количества студентов в системе высшего образования. Университеты, сталкиваясь с более массовым потоком, сокращают расходы на каждого из них, и соотношение количества студентов на одного преподавателя начинает расти. Индивидуальный подход к обучению заменяет массовый. Большой поток студентов несет за собой и изменения в качественном составе этого контингента, происходит переход от элитного высшего образования к массовому.  

Во-вторых, если ранее в модели элитного высшего образования исследователь воспитывал своего будущего коллегу, будущего исследователя, то сейчас это передача определенных знаний людям, не рассматривающим университет как место приложения своих будущих усилий. В контексте академической профессии такой опыт передачи знаний ранее был оправдан, но в современных условиях, для того чтобы воспитывать будущего человека открытого рынка, преподаватели сами должны обладать определенными компетенциями, связанными с их  конкурентоспособностью на этом открытом рынке. Это тоже создает некоторые вызовы преподавателям старой формации.

В-третьих, студенты на современном этапе воспринимают образование как некоторую инвестицию с последующей отдачей на рынке труда. И в такой модели – менее элитной и более массовой – университеты становятся гораздо более подотчетными. Это тоже в принципе довольно важный сдвиг. В старой же модели подразумевалось невмешательство внешнего окружающего мира во внутреннюю университетскую жизнь.

Говоря о массификации, стоит отметить тот факт, что неизбежно начинает возникать диверсификация самих институтов высшего образования. Сейчас, когда структура спроса высшего образования в большей части вариативна, возникает и масса образовательных учреждений с совершенно иными миссиями, задачами, целями, которые бок о бок покрывают весь этот спрос. Диверсификация, на самом деле, тоже во многом обусловлена такой массовизацией. Все это приводит к модели контрактов постоянного найма, когда человек после длительного апробационного периода получает возможность сфокусироваться на своих исследованиях и получать за это гарантии занятости и гарантии академических свобод. Вот эта модель характерна для исследовательского университета.

Словом, сейчас происходит не только диверсификация самих институтов высшего образования, но и диверсификация моделей контрактов. 

Академическая карьера перестает ассоциироваться с доминирующим типом контракта. В плане занятости начинают стираться границы между академическим сектором и сектором индустриальным. Можно говорить о некой десакрализации академической профессии, когда она перестает быть элитным занятием с элитными условиями и границами защиты от окружающего мира, а в большей степени становится делом массовым. Конкуренция за такие контракты более жесткая, чем раньше, иными словами, чтобы сегодня получить контракт постоянного найма в элитном университете, нужно продемонстрировать гораздо больше потенциала, чем это было, например, 20-30-40 лет назад.

Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ

Сейчас, когда эта модель размывается, все большую роль начинают играть академические менеджеры, бюрократический слой становится профессиональным. И в этом смысле академические сотрудники все в большей степени – и по контрактам, и по системе управления – выглядят скорее как наемные работники, нежели как хозяева университета. 

В массовой модели происходит как бы возникновение слоя управленцев, которые берут на себя функции оценки и управления академическим сообществом. И это тоже вызывает ряд определенных напряжений. Если суммировать все вышесказанное, то массификация связана не только с изменением количества студентов и изменением их состава, но и с целой массой важных феноменов, затрагивающих, в первую очередь, университетское ядро в виде академической профессии.

Университет, который позиционирует себя как исследовательский, можно сравнить со спортсменом, который хочет играть в первой лиге и занимать первые места. При этом, конечно же, идет конкуренция, и это прежде всего конкуренция за студентов и преподавателей, а также за финансовые ресурсы. Но важно отметить, что каким бы богатым ни был университет, если он не создаст соответствующие комфортные условия для роста студентам и для развития – преподавателям и исследователям, то никакие деньги не спасут. Разумеется, финансовые составляющие могут привлечь людей, но есть масса и не монетарных факторов, которые очень важны в такой конкуренции.

Хочется отметить, что сегодня именно академические сотрудники составляют ядро университета. Их стимулы, их возможности – это возможности вуза привлечь лучших в свои стены, привлечь людей, которые, в конечном счете, будут определять развитие университета.

*****
Срок подачи заявок на участие с докладом в VIII Международной конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования продлен до 22 мая 2017 года.
Заявку можно подать через онлайн-форму. Подробнее о теме и основных вопросах Конференции читайте в анонсе.