• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Магистратура: из преподавателей в студенты

Студентка первого курса магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Кристина Семенова оказалась в Институте образования НИУ ВШЭ неслучайно: ее интерес к образованию появился, когда она преподавала в Вышке после окончания бакалавриата.

- Каким образом вы узнали про Институт образования, про его магистерские программы?

- О программе «Доказательная образовательная политика» я узнала чуть ли не в первый год, когда она появилась. Но на тот момент ещё не было отзывов о программе, не было выпускников, поэтому я как-то побоялась поступать. Я как раз окончила бакалавриат Высшей школы экономики (факультет МИЭФ), и решила сделать перерыв длиной в год, чтобы понять, куда я хочу двигаться дальше. Так получилось, что моя специализация «Экономика и финансы» превратилась в преподавательскую деятельность. Спустя год перерыва я в течение двух лет вела занятия по экономическим дисциплинам в Высшей школе экономики сразу на трёх специальностях: «Программная инженерия», «Бизнес-информатика» и «Менеджмент». Сфера образования всегда меня интересовала, но тогда у меня начали появляться какие-то личные педагогические задачи: например, как повысить мотивацию студентов? Какие новые методики придумать, чтобы им было интересно всё это учить? Потом меня стали интересовать и глобальные вещи. Как развивается высшее образование в стране? Как у нас с уровнем образования относительно других стран? Какие у нас принимаются политические решения? Мне стало интересно погрузиться в изучение этих вопросов и оказаться в среде, где тебе бы помогли все эти научные интересы реализовать. Так я оказалась в Институте образования и чувствую себя здесь в полной гармонии.

- Расскажите о магистерской программе, на которой учитесь.

- Предметов очень много, они разнообразны, но при этом все касаются именно сферы образования, нет ничего лишнего. У нас были количественные методы анализа данных, образовательное право, методы онлайн-исследований, теория и механизмы государственного управления и многие другие дисциплины. И все предметы привносили какой-то свой вклад: на одних мы учились работать с данными именно из сферы образования и интерпретировать их, на других – дискутировали и принимали управленческие решения. Наверное, самый запоминающийся предмет – «Индикативное управление в образовании» от Татьяны Анатольевны Мерцаловой. Несмотря на то, что этот предмет шёл в течение всего одного модуля, я считаю, что он дал нам очень многое. На этой паре у нас была, наверное, самая живая дискуссия. Мы всё время пытались за цифрами увидеть смысл, и это была уникальная возможность потренировать свои знания статистики на конкретных данных, принимая управленческие решения. Каждый раз, получая ту или иную цифру или график распределения, мы спрашивали себя: «А это много или мало? Что нам с этой информацией делать? Что это нам дает как управленцам?» В общем, было потрясающе, я очень благодарна Татьяне Анатольевне за курс.

- Было ли трудно перестроиться со своей предыдущей специальности на новую?

- Предметы, на самом деле, очень сильно отличаются от тех, которым я училась в бакалавриате. Когда я училась на «Экономике и финансах», там нужно было знать очень много различных моделей, уметь демонстрировать их понимание, решать задачи, определённые тесты. Здесь же как таковой теории нет, в нас развиваются именно аналитические, критические навыки. И мне немножко сложно перестроиться. Определенную роль играет и большой перерыв после бакалавриата, и то, что я была в статусе преподавателя, а сейчас мне снова пришлось сесть на место студента. Здесь у нас очень много командной работы, что тоже накладывает свой отпечаток. Это, с одной стороны, интересно, с другой стороны, сложно, потому что нужно постоянно всех вовлекать в общее дело, подталкивать, ты несёшь ответственность за общую оценку.

С преподавателем А.Б. Захаровым во дворе Института образования

- Насколько удается совместить свой предыдущий жизненный опыт с получением новой специальности?

- У нас очень «разношёрстный» состав в группе, люди пришли из разных сфер: из естественных наук, из гуманитарных, кто-то вообще занимался иностранными языками. Мне повезло: я не перечёркиваю свой прошлый опыт. Наоборот, я удачно его комбинирую с текущими условиями. В рамках магистратуры обязательна научная деятельность, и я состою в научном центре Ирины Всеволодовны Абанкиной – это Институт развития образования, который занимается вопросами экономики образования и финансирования образования. Для меня это уникальная возможность в полной мере использовать мой экономический бэкграунд. Меня очень выручает и высокий уровень английского языка, и сильные фундаментальные знания статистики. В общем, я считаю, мне повезло, что я смогла совместить вот эти свои две траектории в одну.

- Расскажите о вашем опыте ведения образовательных проектов.

- Мой интерес к сфере образования начался не только в процессе преподавания в Высшей школе экономики и поиска подходящей магистерской программы, но ещё и во время реализации образовательного проекта Vaikon. Мы брали детские книги и переводили их на язык эмоджи. Сегодня все жалуются, что дети потеряли интерес к чтению, что они всё время проводят за компьютерами, и у нас появилась идея снова привить им этот интерес, раскрывая всем известные произведения с совершенно новой стороны. Конечно, часть символов эмоджи мы заимствовали у EmojiOne, но 60% символов полностью созданы нами. Мы заметили, что очень многих эмоджи просто не хватает для передачи той или иной информации. Где-то были трудности в понимании контекста. Например, для слова «большой» у нас использовался символ слона, но в каком-то контексте это будет странно звучать. О нашем проекте написали «Los Angeles Times» и «Entrepreneur». Сейчас мы столкнулись с техническими трудностями, поняли, что нужно расширять словарь эмоджи, поэтому пока проект приостановили. Для меня это был первый опыт ведения проекта.

Сейчас я могу уже смело утверждать, что идея – это ничто, а вот реализация – всё. И я была приятно удивлена, когда узнала, что в нашей магистерской есть проектная мастерская, где мы объединяемся в группы и учимся образовательные проекты с нуля доводить до какого-то уже приемлемого уровня, который можно представить экспертной комиссии, например, или на конкурсе инноваций. И сейчас я заново прохожу весь путь реализации на совершенно другом проекте. Он называется «Навигатор для бакалавра», и наша цель – помочь абитуриентам с выбором бакалаврских программ, потому что их великое множество, и есть совершенно уникальные, а не стандартные «Менеджмент», «Экономика» и так далее. Нам активно в этом помогают, у нас проходят регулярные встречи с тьюторами, где мы обсуждаем дальнейшее развитие проекта. У нас уже несколько раз менялась исходная идея, это отличный опыт.

- С чем связана ваша курсовая работа?

- Моя курсовая работа – про образовательные кредиты. Когда я училась в МИЭФе, где образование только платное, мы с родителями решили взять образовательный кредит. И я благодарна, что вообще есть такой инструмент для доступности высшего образования, потому что мои родители не побоялись отправить единственного ребёнка в семье в другой город, в такой престижный вуз с высокой стоимостью обучения. И когда я пришла работать в Институт развития образования, у меня появилась идея исследовать вот этот инструмент – собственно банковский продукт. Смог ли он реализовать все поставленные цели? Эксперимент, который начинался, – смог ли он стать успешным? Сейчас мы собираем выборку из выпускников вузов, чтобы провести глубинное интервью и узнать их мнение: не жалеют ли они о своём выборе взять образовательный кредит? Как сложилась их учебная и карьерная траектория? Всё это очень интересно, потому что никто ещё в нашей стране не исследовал именно выпускников.

- Что вам больше всего запомнилось с момента начала работы в Инобре?

- Мы регулярно работаем с базой данных PISA, строим различные гипотезы. На программе у нас есть отдельный предмет «Международная оценка образовательных достижений» с Катериной Николаевной Поливановой, где мы тоже обсуждаем все нюансы: как появилось то или иное международное исследование, какую цель оно преследует, какие результаты у России по сравнению с другими странами. Конечно, здорово было посмотреть, как исследование PISA проводится, как собирается эта база данных. И от Института образования мы поехали в школы Владимирской области в качестве организаторов исследования. Впечатления смешанные: администрация и учителя встречали нас очень душевно, всячески помогая с организацией и техническими вопросами. Исследование PISA решили перевести полностью на электронный формат, и мы тестировали, не будет ли в будущем году каких-то сбоев. Но я, если честно, ожидала большей мотивации от самих школьников. Обычно, когда идут какие-то экзамены, у тебя есть мотивация, но скорее в виде страха – это важно сдать, это очень ответственно. У нас же был формат «это для вас». Что именно вам дала школа, какие знания вы получили, и сможете ли вы их проявить на практике? И как-то обидно было, когда ученики жаловались: «Сколько времени осталось? Можно ли нам пойти домой?»

- Может быть, в этом нет ничего удивительного, если вспомнить себя школьником?

- Просто PISA интересна тем, что там совершенно уникальные задания, они не проверяют какие-то шаблонные знания. Тестирование имеет целью проверить, как ты умеешь знания применять на практике. В школе такого точно не дают. Я бы после этого тестирования пришла бы домой и задалась бы вопросом: «Действительно ли я беру от школы всё, что могу? Действительно ли нас учат тому, чему, по идее, должны учить?» У меня были бы тысячи вопросов к себе. У нас есть и другие программы международной оценки образовательных достижений, TIMSS и PIRLS, и там наши школьники получают очень высокие результаты на фоне остального мира. А вот PISA, которая состоит из тех же предметов (чтение и математика, естественные науки), она у нас как-то «хромает». И хочется это исправить, потому что, действительно, мы не для школы учимся, а для жизни.

***** 


Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".
Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Иногородним студентам предоставляется общежитие.

Очно-заочные магистерские программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Подробнее тут.