• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поток инноваций в образовании оказался неисчерпаемым

С 27 по 30 июня в НИУ ВШЭ прошла летняя школа Конкурса инноваций в образовании — 2017, в которой приняли участие 30 команд, прошедших заочный тур. Заявки на конкурс в этом году подали 640 команд, победитель будет выбран в сентябре.

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) проводится уже четвертый год, его организаторы — Институт образования НИУ ВШЭ и «РЫБАКОВ ФОНД» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Количество заявок стабильно большое, поток инноваций оказался неисчерпаемым, отмечает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Причем эти инновации — «живые», они рождаются не в начальственных кабинетах и поэтому имеют все шансы на успех.

Летняя школа — обязательный элемент КИвО: участники конкурса посещают лекции, мастер-классы и тренинги. Самый серьезный тренинг — «экспертная труба», когда в течение нескольких часов каждый участник по очереди общается с 15 экспертами, кратко рассказывает им о своих проектах, получает замечания и рекомендации по доработке.

Тематика лекций и мастер-классов — в основном бизнес и образование. Например, директор Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн рассказал о внедрении инноваций в лицее, а руководитель Школы игрового программирования «Кодабра» Дарья Абрамова, участница КИвО 2015 года, — о том, как выстроить работу с общеобразовательными школами.

Одна из проблем, которая обсуждалась на летней школе, — соотношение социальной и коммерческой составляющей в образовательных инновациях. «Некоторые участники считают, что в образовании нельзя зарабатывать деньги, относятся к этой идее с опаской и даже с презрением, — говорит директор КИвО Диана Королева. — Наша задача — показать, что социальные проекты могут быть коммерчески успешными, и наоборот — у коммерческих проектов в образовании может быть социальная составляющая».

Участники летней школы в этом году заметно моложе, чем в предыдущие годы, и это естественная динамика: при отборе заявок члены жюри не были осведомлены об их возрасте. Они схватываю «крутое», модное и передовое, отмечает Диана Королева. Еще одна особенность — соответствие представленных инноваций глобальным трендам в образовании, прежде всего — бурному развитию информатизации (виртуальная реальность, чат-боты и проч.). География конкурса, как обычно, широкая — от Якутска до Минска.

В Институте образования ВШЭ планируется создать аналог летней школы КИвО — акселератор образовательных проектов. Разница в том, что он будет более продолжительным и рассчитанным на широкий круг инноваторов в образовании.

О своих проектах рассказывают участники Летней школы КИвО-2017.


Василий Максимов, директор Малой компьютерной академии Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, Якутск

Мы приехали на летнюю школу вместе с дочерью Марией — докторантом Пусанского национального университета (Южная Корея). В Малой компьютерной академии мы учим школьников робототехнике, нам помогают южнокорейские компании и технические школы. На школьников рассчитан и наш проект — Дистанционная академия малых роботов. Это виртуальный симулятор роботов — какой бы богатой ни была школа, она не сможет приобрести роботов разного типа, а здесь все они представлены. Симулятор подойдет и для тех, кто интересуется программированием. Можно устраивать дистанционные соревнования по робототехнике для детей из разных районов, из отдаленных улусов.

На летней школе КИвО мы пообщались с интересными специалистами. Нам объясняли, казалось бы, простые вещи — как создать презентацию, как продвигать образовательный проект и проч., но о многих нюансах мы раньше не знали. Один эксперт спросил, зачем в Якутии обучать детей робототехнике, ведь там нет высокотехнологичных предприятий, и было немного обидно. Как если бы учителя спросили, зачем он детей учит математике, Якутия же не страна математиков.

Я уверен, что за робототехникой будущее, уже сейчас на добывающих производствах применяются безлюдные технологии. К тому же мы приобщаем детей к инженерно-техническому творчеству. Этой осенью будем апробировать виртуальный курс на одной группе, затем планируем расшириться на всю Якутию и, если получится, работать в масштабах России.


Андрей Баяджан, руководитель проекта «dnotation», Санкт-Петербург

d notation (d означает digital) — это электронное приложение для ввода нотных текстов и обучения нотному письму. В его основе — нотная клавиатура, на ее изобретение я получил патент. Никому раньше эта идея в голову почему-то не пришла. Есть специальные нотные редакторы, но ими сложно пользоваться, нужно освоить программы, а наш проект прост. Он позволяет любому человеку, знакомому с нотным письмом, взять мобильное устройство и быстро записать нотный текст. Еще один основатель проекта — Роман Иванович Рудица, преподаватель гармонии, у которого я занимаюсь семь лет.

Сейчас у нас есть предварительные заказы от российских музыкальных школ, и мы планируем выйти на европейский и американский рынок. В России реализация проекта затруднена, потому что школы не оснащены планшетами, а было бы замечательно учить детей нотному письму с помощью виртуальной клавиатуры, они бы понимали, как устроена музыка, повысился бы уровень музыкальной грамотности.

На летней школе выступала Дарья — создатель школы «Кодабра», у наших проектов одна и та же аудитория, хотя учим мы разному. Она дала мне ценные советы, основываясь на своем опыте, — в том числе по ценообразованию, по выбору аудитории, с которой есть смысл работать.

Победа на КИвО мне очень нужна — если бы я получил тревел-грант, то съездил в США и представил там свой проект. Есть договоренности с несколькими профессорами в разных штатах, они уже тестировали мою разработку, и хотелось бы лично пообщаться с потенциальными пользователями.


Дарья Рахманинова, руководитель проекта «Неудобный разговор», Москва

Мой проект посвящен половому просвещению. Он только начинается, а о нем уже пишут журналисты, придумывают странные заголовки. Идея проекта обусловлена тем, что в России очень остро строит проблема заболеваний, передающихся половых путем, внеплановых беременностей, абортов, и надо ее как-то решать. Половое просвещение — один из возможных способов решения, но фактически его нет. Наш проект восполняет этот пробел.

Раньше я была школьным учителем биологии, сейчас — научный сотрудник Института биоорганической химии, но я продолжаю работать с детьми, вижу их потребности, понимаю, что, например, информацию они лучше всего воспринимают через короткие сообщения, через мультики. Вижу, что проблемы полового воспитания беспокоят родителей не только подростков, но и младших школьников. Дети знают, как работает пищеварительная система, а про половые органы не знают ничего, и родители не понимают, как им об этом рассказать.

На Летней школе КИвО я встретила стопроцентное понимание и поддержку, хотя привыкла к неприятию и сопротивлению, в таких случаях просто слушаю и не пытаюсь спорить. А здесь люди воспринимают проект очень адекватно, выступают «крутые» спикеры. Я никогда не занималась проектной деятельностью, а здесь об этом много рассказывают, я стараюсь впитывать. Раньше я считала, что мой проект должен быть бесплатным, а здесь мне объяснили, как искать финансовую поддержку, в какие фонды обращаться и как строить отношения с деловыми партнерами.

 

Светлана Камка и Глеб Дагаев, директор и заместитель директора школы № 107, Екатеринбург, проект «СловаРус»

Детям мигрантов, не знающим русский язык, сложно учиться, а учителям, в свою очередь, сложно их учить. В нашей школе их около 20%, а в некоторых других — вплоть до 90%. Чтобы облегчить их адаптацию, мы разработали программу дополнительного образования, которая реализуется в двух школах, также действует клуб для детей мигрантов.

На КИвО мы представили проект учебно-методического комплекса (УМК) для детей мигрантов «СловаРус», с помощью которого они могли бы изучать русский язык и социокультурные особенности России. УМК основан на игровых технологиях, благодаря которым ребенок легко идет на контакт. Один из элементов комплекса — настольная игра, ее прототип мы привезли на летнюю школу.

В наших планах — создание полноценного УМК, в который войдут также пособия для учителя и для родителей, рабочая тетрадь, мобильное приложение для домашнего использования. Если удастся найти деловых партнеров и привлечь инвестиции, можно будет масштабировать проект. И сейчас мы на распутье — нужно определиться, над какими элементами УМК работать в первую очередь, на чью поддержку можно рассчитывать.

От менторов на летней школе мы получили положительные отклики, много ценных советов, например, о механизмах продвижения, узнали о, казалось бы, элементарных приемах, облегчающих представление продукта аудитории. Если выиграем тревел-грант, было бы интересно посмотреть, как организовано языковое обучение детей мигрантов в Европе и США. Есть ведь глобальные подходы к решению этой проблемы, и опыт других стран можно было бы применить у нас.


Дмитрий Марков, основатель компании Neuro Lab! Algorithms, Новосибирск

Компания создает образовательные продукты на базе алгоритмов, в нашей команде — 5 человек, в том числе разработчики из Москвы. Начинали с онлайн-курсов для федерального министерства финансов, а сейчас наш передовой продукт — образовательный чат-бот. Это программа, с которой пользователь ведет учебный диалог. Например, она спрашивает, знаешь ли ты столицу такого-то государства, и если не знаешь — дает подсказки, и так далее. Наши алгоритмы позволяют создать чат-ботов для обучения чему угодно. На летней школе представили чат-бот, в основе которого — учебник географии 5-го класса.

Год назад Билл Гейтс заявил, что скоро все люди будут учиться с помощью чат-ботов. Пока до этого не дошло, искусственный интеллект еще не так развит, но чат-бот может отчасти заменить репетитора. Среди компаний — наших клиентов есть рестораны, где чат-ботов используют для обучения официантов, они же должны знать наизусть меню, владеть техникой продаж, знать этикет. Весной наш чат-бот принимал экзамен у студентов Новосибирского государственного университета. Пользователям чат-боты нравятся, потому что это диалог, игра, даже интриги, интерфейс на естественном человеческом языке.

Летняя школа КИвО — это замечательная среда, атмосфера. Даже если лектор или тема мастер-класса тебе не интересны, есть возможность пообщаться. Понравилось, что участники должны рассказывать о своих проектах в течение трех минут. Рассказывать я умею, но в формате лекций — преподаю в университете, так что приобрел здесь новый навык.

 


Очные магистерские программы
 для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков "Доказательная образовательная политика" и "Измерения в психологии и образовании".

Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г.
Бюджетные места. Иногородним студентам предоставляется общежитие. Уже осенью этого года у каждого студента будет возможность устроиться на работу в одно из подразделений Института.

Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут.

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.