• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Университеты в политическом контексте

В конце августа в Финляндии в университете Йювяскюля прошла очередная, 30-я конференция в области высшего образования CHER. Тема этого года – «Universities as political institutions – HEIs in the middle of academic, economic, and social pressures». Конференция была сфокусирована на многомерных и зачастую сложных отношениях и взаимоотношениях (как внутренних, так и внешних) высших учебных заведений. Контекст политики здесь относился не только к определениям власти, ее использования и к тем, кто ею располагает, но и к различным отношениям акторов и организационных единиц, ответственных за принятие и исполнение решений, касающихся университетов.

Эта конференция стала крупнейшей за все годы существования консорциума CHER и собрала около 200 экспертов в области высшего образования. Организаторами был предложен интереснейший формат дискуссии для выступления пленарных докладчиков в день открытия конференции: Имманол Ордорика (Национальный автономный университет Мексики) и Брайан Пуссер (Университет Вирджинии, США) при активном участии других докладчиков обсуждали the politics of global higher education. Сьюзан Робертсон представила доклад о глобальных сдвигах во власти и о том, как эти сдвиги, например, избрание Дональда Трампа президентом США, «Брексит», война в Ираке, повлияли на дальнейшее развитие высшего образования в мире.

Сотрудники ПУЛ «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Фарида Загирова и Алексей Егоров представили на конференции свои доклады по темам «Сhanging the role and responsibilities of middle managers: a case study of the implications of 'project 5-100' at a Russian university» и «The role of universities in economic development of Russian regions».

Доклад Фариды Загировой касался того, как начало Проекта 5-100 отразилось на изменениях роли и обязанностей менеджеров среднего звена (руководителей институтов/ факультетов/ школ и их замов). Теоретической базой для исследования стал так называемый новый менеджериализм, а для сбора данных были использованы документальный анализ, полуструктурированные интервью и опрос. Полученные данные показали, что в обязанностях руководителей с момента начала участия университета в Проекте произошел существенных сдвиг в сторону увеличения их управленческих функций. Было выявлено несогласие научно-педагогического персонала с руководителями по многим вопросам касательно оценки этих изменений.


Доклад Алексея Егорова был посвящен вовлеченности университетов в процессы социально-экономического развития регионов, в которых они расположены. На основе моделирования экономического роста на региональном уровне с включением в модель соответствующих объясняющих переменных было установлено, что российские университеты не являются обузой для бюджета, и инвестиции в них могут приносить положительную отдачу. Кроме того, было показано, что территориальная доступность высшего образования также является важным детерминантом регионального развития. Наконец, было установлено, что университеты играют разную роль в регионах с разной структурой экономики. В частности, в ходе исследования удалось выяснить, что наиболее важную роль система высшего образования играет в регионах, в экономике которых преобладает общественный сектор.



Очно-заочные магистерские программы для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы, директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%. Подробнее тут

"Управление в высшем образовании" - очно-заочная магистерская программа для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования, способных разрабатывать и реализовывать планы развития вузов и их подразделений.
Бюджетные места. При поступлении на платные места - работникам бюджетной сферы скидки до 50%.
Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г.

Аспирантская школа по образованию - вторая волна приема документов с 1 августа по 15 сентября 2017г.