Что влияет на удовлетворенность учителей своей работой?
В 2016 году доля учителей, которым «все нравится» в их работе в школе, резко снизилась по сравнению с 2015 г. (42% и 22% соответственно). В 2015 г. этот показатель продемонстрировал существенный рост сравнительно с предыдущими годами обследований. Однако значение в опросе 2016 г. оказалось самым низким за период с 2012 г.
Это стало известно после проведенного осенью 2016 года опроса учителей в рамках Мониторинга экономики образования (проводится ежегодно НИУ ВШЭ и «Левада-Центром»)*. Большая часть выборки была сформирована за счет общеобразовательных организаций в регионах РФ.
Обследованием были охвачены штатные учителя образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, проработавшие не менее 6 месяцев. Всего было опрошено 2014 учителей в 143 организациях.
Анализ результатов опроса показал, что доля учителей, которые называли те или иные причины недовольства рабочим местом, значимо выросла практически по всем пунктам по сравнению с показателями предыдущего года.
В 2015–2016 году наиболее распространенной причиной был низкий уровень заработной платы (этот пункт отметили 28% учителей). В ходе опроса 2016 учебного года уже 34% учителей выделили низкую заработную плату как одну из основных причин неудовлетворенности работой. При этом, как отмечают эксперты Института образования НИУ ВШЭ, среди причин неудовлетворённости на первом оказалась высокая внеучебная нагрузка, в том числе большие объемы документации и отчетности (45% ответивших учителей), а заработная плата оказалась на втором месте.
О критической ситуацией с отчетной нагрузкой говорят нам и данные международного исследования TALIS (2014 год). Административная нагрузка (прежде всего, отчетность) российских учителей на треть выше, чем средняя по странам-участникам обследования.
Среди остальных предложенных вариантов причин распределение ответов следующее: плохое социальное обеспечение (25%), которое включает в себя выплаты на питание, путевки, дополнительное медицинское обслуживание, плохой контингент учащихся (20%), плохая ресурсная и техническая база школы, в том числе библиотека, наличие компьютеров, лабораторного и производственного оборудования (16%). Такие показатели, как плохие условия труда на рабочем месте, плохая атмосфера в коллективе, невысокая репутация учебного заведения, отсутствие возможностей карьерного роста, сложности во взаимоотношениях с руководством школы, устаревшие учебные планы и программы, отметили менее 5% опрошенных учителей.
Неудовлетворенность уровнем заработной платы гораздо выше в малых городах, в поселках городского типа и сельской местности, чем в крупных городах.
Доля удовлетворенных учителей, которые отметили, что им все нравится, значимо выше (32%) в лицеях и гимназиях, чем в обычных школах (20%). Учителя в этих школах чаще всего лучше оценивают условия работы. Большая доля учителей удовлетворена уровнем оплаты труда – 58% учителей считают свою заработную плату скорее и безусловно конкурентоспособной (в обычных школах – 51%). В этих школах только 21% учителей отметили низкий уровень оплаты труда как причину недовольства, в обычных школах – 37%.
Учителя выделенной группы меньше жалуются на плохое социальное обеспечение (16% по сравнению с 28% в обычных школах) и плохую ресурсную базу школы (12% по сравнению с 17%).
Удовлетворенность работой в школе зависит от возраста учителя: молодые учителя и учителя среднего возраста чаще отмечают вариант ответа «Все нравится». Меньше всего учителей, удовлетворенных условиями работы, в самой старшей возрастной группе.
На удовлетворенность работой влияет уровень зарплаты. Среди тех, кто считает уровень своей зарплаты «безусловно конкурентоспособной», доля таких, кому «все нравится» в работе, составляет 38%; среди тех, кто считает зарплату «безусловно неконкурентоспособной», доля таких, кому «все нравится», составляет 13,5%.
Важным результатом исследования стала выявленная зависимость удовлетворенности учителя от вовлеченности в процесс принятия решений со стороны администрации школы. Учителя, которые выбрали ответ «полностью согласен» с высказыванием «Чем дольше я работаю в школе, тем больше убеждаюсь, как мало я могу влиять на решения, которые принимает наша администрация», считают, что им «все нравится» в школе, лишь в 13% случаях. Среди тех учителей, кто «полностью не согласен» с высказыванием, доля тех, кому «все нравится» в школе, составляет 42%.
Вовлечение педагогов в принятие решений, затрагивающих интересы на школьном уровне и шире, в процессе проведения реформ, к сожалению, не стало приоритетом образовательной политики. Между тем, современные исследования рассматривают это как важное условие профессиональной удовлетворенности учителя и эффективности самих реформ.
Сергей Косарецкий обращает внимание на то, что создание и организация работы коллегиальных органов управления (управляющих советов) обычно обсуждается с точки зрения вовлеченности родителей в управление школой. Между тем потенциал этих органов как инструмента учета интересов учителей практически не реализован. Кроме того, другие исследования Института образования НИУ ВШЭ показывают, что в модели управления российскими школами нечасто используется распределенное лидерство и делегирование полномочий. Так, в международном исследовании TALIS (2014 год) 46% директоров указали, что все важные решения принимают самостоятельно, причем в школах крупных городов эта доля достигла 62%.
Больше всего удовлетворены своей работой преподаватели общественных дисциплин (доля тех, кому «все нравится» в работе школы, составляет 35%), менее всего – преподаватели математики и информатики (18%), у остальных распределение ответов близко к среднему показателю.
Положительным моментом является следующее: хотя учителя не всегда довольны высокой нагрузкой, уровнем оплаты труда и другими особенностями профессии, очень малая доля хочет сменить работу – 76% учителей ответили, что они не хотели бы уйти с данной работы.
Большая часть из тех, кто хотел бы сменить место работы, пока не предпринимают для этого никаких действий: 8% этого еще не делали, 5% не думают, что у них что-либо получится. Только 2% учителей в среднем ответили, что уже ищут другое место работы.
23-24 октября 2017 г. в Москве состоится Всероссийская конференция по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью!
В конференции примут участие педагоги, ученые и эксперты, руководители образовательных организаций, представители органов управления в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики, общественных организаций, родительской общественности из многих субъектов РФ.
Как и в прошлом году, программа Конференции обширна – это круглые столы, дискуссионные площадки, семинары по наиболее актуальным вопросам и мастер-классы. Также в рамках Конференции состоится вручение призов лауреатам и победителям Всероссийского конкурса образовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи.
Регистрация открыта! Все подробности на сайте: юныйталант.рф
* Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр социально-экономического развития школы: Директор центра