• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Переговоры как форма университетского образования

Переговоры как форма университетского образования

Какие переговоры можно считать подлинными? Что такое «продуктивный конфликт»? Какова вероятность его возникновения в отношениях между студентами и профессорами? Ответам на эти вопросы будет посвящен доклад Бориса Хасана, профессора кафедры управления человеческими ресурсами Сибирского федерального университета, и Ларисы Новопашиной, доцента кафедры, на VIII Международной конференции исследователей высшего образования.

Договорные отношения в образовании можно обнаружить в практиках юридического образования с ХI века, когда в Болонье формировалась удивительная традиция изучения римского права, в которой ученики договорились с лучшими профессорами, знатоками Свода Юстиниана, о том, что они будут комментировать тексты и вместе излагать краткие выводы и замечания на полях рукописей (глоссаторы). Любопытно, что в этой истории об одном из первых университетов Европы инициатива принадлежала именно тем, кто был заинтересован в изучении права, то есть студентам. Это они нашли соответствующих знатоков и «скинулись», чтобы пригласить их для преподавания.

Сам по себе феномен этого соглашения можно понимать как реализацию свободной воли свободных людей. Достаточно свободных для того, чтобы «выдумать» и осуществить себе занятие для устройства будущего.

За много лет существования университетского образования история глоссаторов остаётся в различных ипостасях университетской доксы. Они представлены в форме декларированных академических свобод, возможностей индивидуального учебного плана, некоторых демократических институтах, касающихся в основном профессорско-преподавательского состава. Но ни о каких подлинных образовательных договорах речь с тех пор даже не заходила.

Сегодня мы имеем в образовании классический договор присоединения. В нем уже в отчужденном и достаточно формализованном виде содержатся возможности обеспечения интересов сторон, реализующих образовательные отношения.

Могут ли студенты, профессорско-преподавательский состав и работодатель быть субъектами договорных отношений? Или мы имеем дело со своеобразной машиной по изготовлению социальной продукции, определенная часть которой удовлетворяет те или иные потребности государства?

Если следовать не столько правовой рамке обсуждения, сколько психолого-педагогической, то важно отметить, что субъект договора становится-оформляется как раз в переговорном процессе, поскольку именно в таком процессе интересы участников требуют достаточно ясного предъявления для подлинного, а не демонстративного обеспечения. В «образовательном договоре присоединения» обеспечение этих интересов как бы предполагается при условии соблюдения установленных стандартов.

Договор присоединения предполагает, что в отношениях состоят стороны: кто учится (студенты), кто учит (профессора) и те, кто назначает, чему и кого учить (учредитель). Однако здесь всё не так просто.

О процедуре исследования

Были сформированы две стороны переговорного процесса: магистранты и профессорско-преподавательский состав. Обе стороны были втянуты в практику подлинных переговоров.

В ходе образовательной программы установлено, что даже такая инициация может «естественные» (то есть традиционно сложившиеся) отношения проблематизировать, перепроектировать в репертуаре образовательных практик как продуктивно конфликтные при условии их специальной переговорной организации. В таком случае у нас есть шанс получить подлинных субъектов образования.

Удалось обнаружить и понять, что без переговоров с установкой на подлинное соглашение и его обязательное исполнение со стороны всех заинтересованных субъектов образовательный процесс представляет собой устойчивые взаимные социокультурные атрибуции, которые имеют очень мало общего с подлинными интересами участников и, следовательно, весьма маловероятно способствуют  достижению сторонами соответствующих культурных целей.

***
В быстро меняющемся мире трансформируется практически все: появляются новые технологии, изменяются институты, практики, организационные структуры. Современные университеты должны не только быстро встраиваться в постоянно меняющиеся тенденции, но и сами становиться источником нового.

Доклад Бориса Хасана и Ларисы Новопашиной будет представлен на VIII Международной конференции Российской ассоциации высшего образования, которая пройдет в НИУ ВШЭ с 19 по 21 октября.