• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вызовы для российского и китайского образования

В китайском городе Гуанчжоу в рамках заседания межправительственной комиссии по гуманитарному сотрудничеству в присутствии вице-премьеров России и Китая состоялось заключение соглашения о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и Национальным институтом педагогических исследований Китая (NIES). Теперь российские и китайские исследователи совместно займутся изучением образовательных систем двух стран и разработкой возможных стратегий их модернизации до 2030 года. Чем схожи и чем отличаются системы образования двух стран? Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, участвовавшие в сопутствующей подписанию соглашения конференции, делятся впечатлениями.

Конференция, в рамках которой подписано соглашение, была выстроена по уровням образования. Как китайская, так и российская стороны рассказывали о том, как в их стране реализуются и с какими вызовами сталкиваются дошкольное образование, начальное и среднее школьное образование, среднее профессиональное, высшее образование и lifelong learning. От НИУ ВШЭ на конференции выступали Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина, Сергей Косарецкий, Сергей Малиновский, Федор Дудырев, Илья Коршунов.

Сергей Малиновский, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ:

«Мы смогли продуктивно обменяться видением ключевых направлений трансформации систем высшего образования в России и Китае за последние 20 лет. У нас много схожего с Китаем с точки зрения вызовов. И наша страна, и Китай решают задачи закрепления на глобальном рынке борьбы за таланты и идеи, встраивания в технологические цепочки и создания новых рынков.

У нас общее историческое пространство формирования структуры и институтов высшей школы. Много общего с точки зрения региональной дифференциации: как у нас принято говорить про несколько Россий, так и в Китае сейчас наиболее актуальные задачи государственной политики в социальной сфере сконцентрированы вокруг выравнивания западных и восточных провинций.

Есть и ключевые различия во внешних для системы образования вызовах: для России это негативный демографический прогноз, у них – сравнительный избыток трудовых ресурсов. Говорили мы и об опыте Китайcкой программы повышения глобальной конкурентоспособности университетов, дизайн которой был очень полезен для внедрения в России (проект 5–100). Форум стал первым шагом для дальнейших проектов росийско-китайского гуманитарного диалога в части образования. Совместные исследования и разработки, которые будут реализовываться благодаря подписанному с китайскими партнерами соглашению, лежат в области технологий обучения и технологий, которые могут позволить быстрее и дешевле модернизировать университеты».


Федор Дудырев, директор Центра исследования среднего профессионального образования:

«Я презентовал систему среднего профессионального образования России и контактировал с коллегами, которые занимаются исследованием системы СПО в Китайской академии образования. Главная общая черта – и мы, и китайские коллеги пытаемся нащупать ответ на технологический вызов: как должна измениться система подготовки в СПО в ответ на цифровизацию экономики и на введение сложных технических систем; какие новые общие и профессиональные компетенции должны формироваться у студентов; как должен измениться учебный процесс, как по-новому должны соотноситься общие и профессиональные курсы?

Вопрос о том, как повысить престиж среднего профессионального образования и как перестроить эту систему, чтобы сделать ее более привлекательной, с такой же остротой стоит в Китае, как и в России.

Что касается различий, то первое – это разный масштаб. Все-таки средний российский регион – это три миллиона населения, а средняя китайская провинция – тридцать миллионов. Система несоразмерна прежде всего с точки зрения потоков студентов и объемов российской и китайской экономики. Второе отличие – социально-экономическое. Китайские колледжи, как и советские колледжи сорок лет назад, работают, «втягивая» в себя население из сельскохозяйственных областей. Когда жители сел переезжают в города, для них первый образовательный институт – это, как правило, училище или колледж. Приехал крестьянин в город, пошел в училище, ему дали рабочую профессию, и он стал горожанином. Такой процесс в Китае идет до сих пор, потому что там огромная доля населения по-прежнему проживает в селе. А Россия – уже урбанизированная страна. У нас отток жителей из сел в города уже случился сорок лет назад, и эта функция системы СПО уже не актуальна».


Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:

«Цифровизация, которая сегодня диктует новые требования и к существу образовательного процесса, достаточно интересно реализуется в Китае. Коллеги рассказали, что четыре года в бакалавриате на любой педагогической специальности, как гуманитарной, так и естественно-научной направленности, все будущие педагоги проходят подготовку по методам анализа данных, информатизации, по освоению и включению в образовательный процесс информационных технологий.

После окончания бакалавриата педагогические университеты в течение трех лет сопровождают каждого молодого педагога, помогают ему освоить нововведения в этом сегменте, и новые педагоги в состоянии продвинуть своих учеников, начать говорить с ними на одном языке. У нас пока такой подготовки педагогов нет.

На меня большое впечатление произвело посещение школ, хотя я понимаю, что нам показали лучшие школы из существующих. Учебные планы заметно отличаются от наших. Например, проводится ежедневная спортивная подготовка, большое внимание уделяется здоровьесбережению. Позиция китайских коллег – школа должна сформировать задел здоровья на протяжении всей жизни. Наша же школа пока растрачивает здоровье своих ребят. Характерно разнообразие творческих предметов: мы видели и театр, и оркестр, и рисование, и игровые имитации, и создание мультфильмов, народные промыслы, каллиграфию. Дети занимаются в прозрачных классах, сидят очень свободно, могут рисовать на полу, общаясь между собой и помогая друг другу. Конечно, форма у всех есть, но она нисколько не выглядит сковывающей той или иной инициативы. Во всех школах удивительно красивые сады, очень ухоженные, забота о них включена в образовательный процесс для формирования экологического сознания. Среди преподавателей гендерный баланс, много молодежи, много современного оборудования, и несомненно, это производит впечатление. Даже если нам показывали самые инновационные школы, это такие лидеры, которым есть, что распространять, и на них можно равняться».

Контракт о партнерстве между НИУ ВШЭ и NIES подписан на 10 лет. По словам научного руководителя Института образования Исака Фрумина, суть проекта – подготовка сравнительных обзоров развития систем образования в целом, а также целевые исследования определенных проблем. В рамках проекта будут также организованы стажировки молодых ученых и аспирантов в институтах-партнерах. В следующем году предполагается проведение аналогичной конференции-диалога двух стран в России.