• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль университетов в профессиональном становлении

В преддверии Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина рассуждает о том, какие стратегии могут использовать вузы для привлечения современных молодых людей, которые в большинстве своем не планируют работать по одной специальности всю жизнь.

В этом году мы ожидаем от конференции обсуждения новых результатов, которые получены именно в исследовательских практиках. Высшее образование развивается довольно динамично, сталкиваясь с серьезными современными вызовами, например, все время конкурируют оффлайн- и онлайн-образование.

Работа с талантливыми и мотивированными ребятами сегодня становится одним из ключевых ресурсов развития университета. Важно отметить, что университет фактически переходит в технологию управления потоками: он всегда имеет ресурс молодых мотивированных ребят, и если они встроены в реализацию проектов, научных исследований, если вуз в ответ на это готов предложить студентоориентированные программы, то действительно получается большой выигрыш в конкуренции за таланты. Продвигать молодых есть смысл именно через программы поддержки стартапов, через акселераторы и просто поддержку предпринимательства. При этом значительная доля стартапов связана с самим образованием.

Сегодня абитуриенты при выборе вуза оценивают перспективы, которые вуз им может предоставить: есть ли у них шансы на успешную карьеру, причем не по одной специальности на всю жизнь, не продвигаясь шаг за шагом, а с возможностью строить свою карьеру мобильно. И как мы видим, очень многие меняют в течение трех лет свои профессиональные ориентации и амбиции.

Если касаться регионов России, можно привести в пример тюменский проект неформального образования «Моя территория», который работает с молодыми людьми 25-30 лет, переживающими кризис профессионального самоопределения и нуждающимися в современных программах по селф-менеджменту, по поддержке мобильности, по возможным траекториям. Допустим, человек отучился, три года отработал и понял, что все это ему не нужно, он хочет заниматься чем-то другим или сделать с другой стороны какой-то рывок в своем развитии. Чрезвычайно важными для него в этот момент оказываются технологии лидерства, технологии перепроектирования в том числе своего профессионального развития.

Второй аспект, который хотелось бы отметить (весь Институт образования НИУ ВШЭ, научным руководителем которого является Исак Фрумин, очень много работает над этим), - это опорные вузы  новая когорта университетов, отличающихся от научно-исследовательских и федеральных. Их задачи связаны в первую очередь с социально-экономическим развитием самого региона, они ориентированы на региональные и локальные рынки труда. И очень многие из этих университетов вынуждены работать как раз не с самыми мотивированными и не с самыми «высокобалльными» ребятами. Что именно им предложить? Для нас очень важно, что эта когорта специфическая не только в позиционировании  университета, но и в том, с каким потенциалом абитуриентов, студентов в дальнейшем они могут работать. Где они проигрывают в конкуренции за таланты, а где в состоянии «подтянуть» ребят, включившись на ранней стадии пробы профессионального самоопределения, на этапе старшей школы.

Сейчас мы видим, как университеты начинают работать с учениками не только старшей, но уже и основной школы, предлагая сертификаты, дипломы, которые потом засчитываются при поступлении на программы бакалавриата. Кроме того, университеты предлагают возможные пути перехода с одной программы на другую, чтобы студенту не нужно было тратить четыре года на переподготовку.

Конечно, всем хочется работать с ребятами, которые набрали по 300 баллов из 300 возможных, но очень много и тех, кто еще не самоопределился в школе, и современный мир и его возможности открыты ими как бы не до конца. Поэтому роль университетов в профессиональном становлении для разных ребят чрезвычайно важна.

Мы надеемся, что активное обсуждение этой темы с исследователями из других регионов и других стран создаст определенный драйв на конференции.

***
В быстро меняющемся мире трансформируется практически все: появляются новые технологии, изменяются институты, практики, организационные структуры. Современные университеты должны не только быстро встраиваться в постоянно меняющиеся тенденции, но и сами становиться источником нового.

Траектории студентов в современном образовательном пространстве будут обсуждаться на VIII Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования, которая пройдет в НИУ ВШЭ с 19 по 21 октября.