• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Как правильно планировать стажировку

В конце декабря аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Ирина Щеглова вернулась с исследовательской стажировки в Калифорнийском университете в Беркли. Ирина рассказывает о своих впечатлениях и делится опытом организации поездки.

 

Университет Беркли (University of California, Berkeley), основанный в 1868 году, – самый старый из десяти университетов системы образования штата Калифорния.

В 2016 году вуз занял третье место в академическом рейтинге лучших университетов мира и первое место по естественным наукам. Кроме того, университет связан с именами 72 нобелевских лауреатов, 22 носителей Премии Тьюринга (премия в области IT), 9 обладателями Премии Вольфа (2-я по значимости премия после Нобелевской), 13 обладателями Филдсовской медали (престижная премия для математиков).


Моя стажировка в Калифорнийском университете Беркли длилась 3 месяца. Так как стажировка в зарубежном вузе является обязательной частью обучения в академической аспирантуре НИУ ВШЭ, я начала подготовку практически сразу после зачисления. И я, и мой научный руководитель Игорь Сергеевич Чириков вложили в подготовку много сил и времени. В итоге за короткий срок я успела получить уникальный опыт:

  • доработала и опубликовала препринт ‘Fostering Global Competence through Internationalization at American Research Universities’;
  • посещала мастер-классы по работе с данными, организуемые лабораторией данных D-Lab. Лаборатория предлагает большое количество семинаров и мастер-классов по методам анализа количественных и качественных данных. Студенты могут записаться на консультацию к эксперту D-lab и задать интересующие вопросы по проекту или домашнему заданию;
  • участвовала в организации конференции New Nationalism and Universities, на которой выступали Исак Давидович Фрумин, Александр Михайлович Сидоркин и мой научный руководитель Игорь Сергеевич Чириков;
  • участвовала в культурных мероприятиях – делала презентацию о России и Вышке, в течение трех месяцев работала волонтером языковой программы по русскому языку и программы по продвижению русского языка и русской культуры.


Многие аспиранты хотят поучиться за рубежом, но не решаются на это из-за финансовых или административных трудностей или просто недостатка информации. Я предлагаю рекомендации для тех, кто находится в ситуации неопределенности. Итак, с чего начать и как добиться успеха?

1. Поиск вуза и профессора

Хотя управление аспирантуры предоставляет финансовую поддержку и помощь в организации поездки, попасть в зарубежный вуз на стажировку нелегко. Одно из основных требований – это официальное подтверждение того, что вуз готов принять иностранного аспиранта, а профессор согласен работать с ним. Как их получить?

Самый простой вариант – когда аспирант работает над диссертацией в рамках какого-то международного проекта и уже имеет партнерские связи с зарубежными вузами. Так было в моем случае. Во время стажировки я продолжала работу над международным проектом «Студенческий опыт в исследовательском университете» (SERU), который веду в Центре социологии высшего образования Института образования.

Если же у вас пока нет в приоритете вуза, в котором вы хотели бы пройти стажировку, то поиск нужно начинать как можно скорее. Большинство зарубежных вузов предлагают аспирантам позицию Visiting Scholar в своих исследовательских центрах. Такие известные вузы, как Boston College (Center for International Higher Education), Indiana University (School of Education), University of Cambridge (Faculty of Education) дают возможность аспирантам из разных стран пройти стажировку в сфере образования. Для оформления позиции Visiting Scholar необходимо заранее (за полгода до предполагаемой даты стажировки) связаться с зарубежным вузом и обговорить условия стажировки.

2. Финансирование поездки

Кроме поиска места стажировки могут возникнуть трудности с финансированием поездки. Управление аспирантуры предоставляет финансовую помощь только тем аспирантам, которые проходят обучение в рамках академической аспирантуры. Покрыть расходы на прохождение зарубежной стажировки можно, подав заявку на участие в грантовых программах – таких, как DAAD, Fulbright. Министерство образования РФ также предлагает аспирантам финансовую поддержку на конкурсной основе. Также можно обратиться в Центр международных программ НИУ ВШЭ. У Вышки много партнёрских соглашений с зарубежными вузами об обмене студентами. Предварительно необходимо самостоятельно изучить каталог программ на сайте Центра - https://studyabroad.hse.ru/catalogue/. Кроме того, каждый семестр студенты НИУ ВШЭ могут получить грант в рамках общеуниверситетских соглашений Erasmus+ с европейскими университетами.

3. Детальное планирование

После того, как вы справились с организационными и финансовыми вопросами и уже считаете дни до начала стажировки, пришло время, чтобы спланировать ваше пребывание в зарубежном вузе. Необходимо заранее продумать, какие лекции вы будете посещать, с кем из профессорского состава вам будет полезно установить контакт. Можно предварительно ознакомиться со списком преподавателей и их научными интересами, написать преподавателю и договориться о встрече. Лучше сделать это заранее, так как когда у вас появится время, его может не быть у профессоров, чьими научными работами вы заинтересовались.

Для меня эта поездка в США была четвертой по счету, и я не думала, что она принесет мне много нового. Но оказалось, что тот уникальный опыт, который я получила в Калифорнийском университете, не сравнится ни с одной из возможностей, которые у меня были раньше. Если вы все еще сомневаетесь, стоит ли тратить время на обучение за рубежом, то я не советую вам долго ждать. Другого шанса может не быть.