«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»
© Коллекция Signature/ iStock
На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.
Ознакомиться с тезисами доклада и его полным текстом можно здесь.
Томмазо Агасисти, профессор Миланского технического университета
На мой взгляд, главный приоритет — это инвестиции в дошкольное образование, но важно и образовательное равенство. Разрыв, существующий в России между благополучными и неблагополучными семьями, — серьезная тема для обсуждения. Еще один приоритет — это потенциал использования технологий в образовании: инвестиции в этом направлении, возможно, дадут самую большую отдачу в плане улучшения качества образования.
Вопрос увеличения расходов на образование с целью улучшения образовательных результатов неоднозначен. С одной стороны, есть студенты, которые, при наличии больших ресурсов, могли бы добиваться большего успеха. И, сами будучи более успешными и эффективными, они бы затем создавали больше возможностей для других.
Но говоря об «успешных» или «лучших» студентах, мы не всегда учитываем, что большинство из них происходит из благополучных семей. Они успешны не потому, что умнее или сообразительнее, а потому, что изначально имели лучшие возможности. А есть студенты (я в своих исследованиях называю их «стойкими»), которые добиваются хороших оценок вопреки своему бэкграунду. И вот инвестиции в таких студентов точно окупятся. Но если не делать такого разграничения, есть риск направить большинство ресурсов не на бедных, но талантливых студентов, а на тех, кто уже находится в выигрышном положении.
Я скептически отношусь к тому, чтобы переносить опыт одних стран на другие, с совершенно иными условиями. Да, можно изучать интересные подходы, но Россия настолько велика, а ее регионы настолько различаются, что здесь не может быть какого-то одного, универсального решения.
Степень централизации образования зависит от трех вещей. Во-первых, от понимания региональными властями реальных нужд граждан в конкретных сообществах. Если их нужды и предпочтения сильно различаются, децентрализация может быть хорошим решением. Вторая вещь связана с возможностями местных правительств. Есть опасность возложить на них больше обязанностей, чем те, на которые у них хватит управленческих ресурсов. И третий пункт — создание равных возможностей. Если просто децентрализовать систему без выравнивания условий на разных территориях, это приведет лишь к еще большему разрыву в качестве и результативности образования.
Вложения в качество подготовки учителей обычно дают быстрый эффект, поскольку учителя начинают лучше взаимодействовать с учениками. Цифровизация, если она осуществляется грамотно, также быстро приносит пользу студентам. Но не нужно забывать и о роли университетов на местах, о результативности их взаимодействия с местными властями и фирмами.
В России огромная система образования с сотнями различных вузов, так что идея их дифференциации разумна. Российское правительство определило пул высококлассных университетов, которым выделены ресурсы с целью, чтобы они занимались исследованиями и стали более релевантными в международном контексте. Эти университеты, в свою очередь, обеспечивают другие вузы, на местном уровне, инструментами для развития и кооперации. В этом заключается важная миссия университетов, и это правильная политика.
Мартин Карной, научный руководитель международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ, профессор Стэнфордского университета
На самом деле, в России, стране со средним уровнем дохода населения, весьма хорошая и развитая образовательная система. Доля людей, получающих высшее образование, здесь одна из самых высоких в мире. Проблема не в самом образовании, а в производительности. Российские дети на международных тестах показывают результаты не хуже, а порой и лучше американских, но производительность в США намного выше, чем в России. Все сводится к капиталу: какого рода рабочие места есть в стране, насколько эффективно работают предприятия, насколько конкурентоспособны они в глобальном масштабе. И вот тут и кроется проблема.
Образовательная система сложилась в советское время при совершенно иной системе производства — в индустриальную эру. Но сейчас мы в постиндустриальном мире, где рынок труда гораздо более гибкий, и вся система должна измениться. Профессиональные навыки в нынешней экономике обесцениваются, но есть определенные быстрорастущие сферы — и их важно идентифицировать, — где люди с техническими навыками очень востребованы.
Я бы сказал, что основным приоритетом в образовании является разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей. В стратегии, подготовленной Вышкой, говорится об этом. Большинство учителей в России хорошо знают свой предмет, но не очень хорошо его преподают. Никто не обучал их современным методам вовлечения детей в образовательный процесс. Такая подготовка учителей стоит денег. Чтобы она была эффективной, учителям нужно ходить на такие занятия дважды в неделю в течение года.
Результаты нашего недавнего исследования показывают, что лишь немногие российские школы заинтересованы в повышении успеваемости всех своих учеников, включая тех, кто происходит из малообеспеченных семей. Но этим 20–30 процентам детей из бедных семей нужно уделять внимание. Они достаточно умны и смогут поступить в хороший вуз, если дать им шанс. В России же от них избавляются после 9 класса. Конечно, школам проще работать с учениками, чья успеваемость уже хороша, но не такое преподавание должно вознаграждаться. Вознаграждать надо тех учителей, которые берутся за «проблемных» детей и с ними добиваются результатов. Смотреть нужно на то, какого прогресса удалось добиться, а не просто на итоговые баллы на государственном экзамене.
Что касается цифровизации, то вообще-то цифровой контент — одна из самых дорогостоящих вещей, которая может быть внедрена в школах. Обучение тому, как им эффективно пользоваться, потребует много времени и усилий. На это уйдет 90% всех расходов на цифровизацию — сэкономить на этом деньги не получится. Исследования показывают, что нельзя просто заменить учителей компьютерами. Цифровой контент может быть дополнением к хорошему преподаванию, но не заменой плохому. Утверждается, что в будущем эта замена станет возможна благодаря искусственному интеллекту, ведь дети все равно часами сидят за компьютером, когда играют в игры. Но компьютерные игры и обучение с помощью компьютера — это разные вещи. Некоторые навыки действительно можно усвоить онлайн за короткое время, но научить абстрактному концептуальному мышлению или методологии с помощью компьютера чрезвычайно трудно.
Вот где внедрение цифровых технологий совершенно точно необходимо, так это в управлении образованием. Есть большие массивы информации об успеваемости детей в школах, и эти данные нужно анализировать, чтобы школы и учителя могли находить индивидуальный подход к своим ученикам. В России такого рода информация редко собирается, и это неправильно. Нужны специальные супервайзеры, которые работали бы с учителями, помогая им повысить эффективность преподавания, и информировали бы родителей о том, что изучают их дети, а что у них не получается.
Карной Мартин
Научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики