• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Учиться не в школе: семейное образование в России

Младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования ВШЭ Надежда Княгинина рассказывает об особенностях семейного образования в России.

17 мая 2018 г. в Московском городском педагогическом университете пройдет конференция «Права родителей и семейное образование. Международные и сравнительные перспективы». Институт образования является одним из партнеров конференции.

– Не все родители хотят, чтобы их дети ходили в школу. При этом они обязаны обеспечить получение образования. Можно ли получить образование, но не посещать в школу?

– Конечно, можно. Однако родители в данном случае должны определить, какой они видят учебу своего ребенка. 
Если они хотят, чтобы обучение шло по школьной программе, но ребенок проходил ее быстрее, в другом порядке или объеме, они должны перевести его на индивидуальный учебный план. В зависимости от того, как будет составлен план, и будет организовано посещение школы – ребенок сможет посещать только часть уроков, ходить на уроки с другим классом, приходить на контрольные работы и дополнительные занятия.
Если проблема только в том, чтобы посещать школу «физически» – например, родители берут с собой ребенка в длительные поездки – то можно учиться в дистанционной форме. Многие школы уже реализуют такой тип обучения: делают трансляции уроков онлайн, проводят семинары, составляют задания для дистанционной подготовки, которые ребенок выполняет дома и направляет учителю по электронной почте. Ребенок посещает школу, когда может, а в остальное время учится по программе дистанционно.
Однако если родители хотят учить ребенка сами или с привлечением репетиторов, но не по школьной программе, а в соответствии с собственным видением, они могут выбрать семейную форму обучения.

– То есть на семейном обучении родитель учит ребенка сам, и никто не контролирует, чему он учит и как?

– Это не совсем так: действительно, родитель сам решает, как, в какое время, в каком объеме и по каким учебниками (или без них) он будет учить. Однако если он не будет этого делать или будет учить не на должном уровне (например, объяснять, что земля плоская), это вскроется на промежуточной аттестации в школе. 

– В школу все равно приходится приходить?

– Да  для того, чтобы проходить промежуточную аттестацию. При этом обучающийся имеет право прикрепиться для прохождения промежуточной аттестации к любой школе, к которой захочет. И его обязаны принять. Дальше, в сроки и в порядке, установленном школой, пройти проверку знаний и получить оценки. Если ребенок промежуточную аттестацию не прошел, семейное образование прекращается, и ребенок должен продолжить образование в школе.

– Он больше никогда не сможет учиться дома с родителями?

– Хороший вопрос, так как напрямую на него закон не отвечает. По всей видимости, обратно на семейное образование перейти можно только после следующей успешной промежуточной аттестации. В целом, эта форма образования не получила ни подробного правового регулирования, ни внимания со стороны исследователей и проверяющих органов. До сих пор возникают вопросы о том, нужно ли предоставлять таким обучающимся учебники, как определить, что родители не справляются с обучением дома, если ребенок учится в первом классе, где нет промежуточных аттестаций, почему в одних регионах выплачивается компенсация родителям за семейное образование, а в других нет. 

– И как на эти вопросы ответить?

– Ответы можно получить на конференции «Права родителей и семейное образование. Международные и сравнительные перспективы», которая пройдет при участии Института образования ВШЭ в Московском городском педагогическом университете. Интересно, что не во всех странах государство позволяет учить ребенка дома, об опыте других стран можно будет узнать от зарубежных экспертов, которые примут в этой конференции участие. Российская специфика заключается в том, что почти полное отсутствие детального правового регулирования, конечно, дает большую свободу родителям, которые обучают детей дома, однако вместе с тем создает для них и для школ трудности при решении конкретных вопросов, которые законодатель не предусмотрел.