Объединенные и преобразованные
Изменения брендов вузов, статуса дипломов и материальных условий обучения оказались для студентов ключевыми нововведениями при объединении университетов, выяснили исследователи Института образования НИУ ВШЭ.
В идеале реорганизация вузов должна приводить к росту возможностей для их студентов. Укрупненный университет располагает более мощными ресурсами. Учащиеся из присоединенных вузов могут заниматься по новым программам у более сильных преподавателей. Но эта разница ощутима не для всех. Опрошенные в исследовании студенты чаще говорили о внешних трансформациях, чем об изменении качества обучения после реорганизации вузов. Особенно важными для них оказались бытовые вопросы — повседневные условия обучения, а также репутационный эффект — новый статус университетов и дипломов, отметила Ксения Романенко в статье «Университетские объединения: что меняется для студентов».
Дуализм слияний
Объединения университетов идут в Китае, Австралии, Испании, Румынии, Скандинавских странах. Цели реорганизаций различны: от сокращения ресурсов на высшее образование до создания сети крупных высокорейтинговых университетов. Исследование российского опыта слияний вузов показало, что это непростой процесс, требующий предварительных обсуждений.
Болевые точки в процессе — преобразование структуры, перераспределение финансов и, конечно, действие «человеческого фактора». Одна университетская культура сталкивается с другой. Возможна смена приоритетов работы, конфликты в коллективе и пр.
Эта ситуация — следствие того, что инициатива объединения исходила не от внутренних стейкхолдеров (администрации вузов, педагогов, студентов), а от внешних —образовательных ведомств разного уровня. Мнение коллектива о реформах часто не учитывалось.
Было четыре волны реорганизации вузов. Все началось со слияния постсоветских отраслевых институтов для создания классических университетов в 1990-е годы. Затем, в 2006-2012 годы, появились федеральные университеты. Потом шло присоединение вузов, признанных неэффективными по итогам мониторинга Минобразования. А с 2016 года стали создаваться региональные опорные университеты. Многие из этих процессов шли быстро и не слишком гладко.
В международной практике есть более компромиссные варианты партнерства вузов —альянсы и консорциумы. Институты не сливаются воедино, а просто делают совместные образовательные и научные программы, покупают дорогую технику для общего пользования. В России это явление — редкость, вузы «от состояния независимых организаций переходят к образованию единого университета», признает автор.
Восприятие преобразований
Ксения Романенко подробно рассмотрела оценки реорганизаций со стороны студентов. Были выбраны четыре кейса объединений, проведены 80 интервью и фокус-групп с учащимися бакалавриата и магистратуры разных направлений (гуманитарии, естественники, математики, инженеры и пр.) в возрасте от 19 до 25 лет. Студентам задавали вопросы о формальных изменениях, заметных всем, и о неформальных — субъективных переменах, переживаниях в результате слияний.
Формальные изменения касаются образа жизни студентов, условий обучения. Это бытовые вопросы: проживание в общежитии, организация кампуса, стажировки. Здесь же — образование как таковое: профиль, учебный план, экзамены и квалификационные работы, преподаватели.
Неформальные изменения касаются университетской культуры: традиций, атмосферы в вузе. В этой рубрике — и репутационная составляющая: «бренд, статус и репутация университета и его диплома».
Бытовая неустроенность
В отношении формальных перемен учащиеся оказались наиболее чувствительны к изменениям вузовской инфраструктуры — то есть к тому, что связано с повседневной студенческой жизнью. «Мы уже третий раз меняем корпус, – говорит 21-летняя респондентка. — <…> Честно говоря, уже устала: непонятно, где квартиру лучше снимать». Информант 20 лет добавляет, что «закрылись почти все пункты питания, а в другом вузе кабинетов, оснащенных нужной нам техникой, – пересчитать по пальцам».
Когда при реорганизации вузов ликвидируются филиалы, тема устройства кампуса и затрат на жилье становится ключевой. «Теперь [после преобразований] мы каждый день мотаемся в Москву, на дорогу тратим по пять часов в день, — сетует 23-летняя респондентка. — Тем, кто из нашего города, общагу не дают». Студентка 19 лет вторит: «Раньше выходила из дома — вуз вот он, за углом, и семья рядом. А теперь приходится переезжать в Москву, чтобы доучиться».
Изменения вузовской структуры, неопределенность могут вызывать чувство беспокойства. Тогда многие процессы воспринимаются обостренно — и предвзято. Возникают идеи о дискриминации участников объединения. 21-летний информант рассказывает: «Во время переезда документы о [моих] пересдачах потеряли. <…> Ну, нашли потом. Но так все нехотя делали и так со мной разговаривали эти сотрудницы из другого вуза! Типа, раз я не из их универа изначально, значит, я — существо второго сорта».
По новым правилам
Объединение вузов позволяет расширить образовательные возможности для студентов. По идее, и конкуренция за ресурсы университетов в регионе должна снизиться. Тем не менее, респонденты почти не говорили об изменениях в содержании учебного процесса, в своих навыках и знаниях. Они просто констатировали «смену правил игры».
Среди собственно образовательных изменений студенты отметили смену преподавателей и учебного плана. Оценки двойственные: есть и позитив, и негатив. Положительно высказываются, как правило, учащиеся более слабых, присоединенных вузов. Так, 23-летний информант считает: «Хорошо, что сменился преподавательский состав. Считается, что в другом вузе они [педагоги] выше уровнем». Респондент 20 лет, напротив, разочарован слиянием: «Поменялись все образовательные процессы, вплоть до учебного плана, который пострадал больше всего».
Студенты выделили нововведения относительно экзаменов, курсовых и дипломов. Мнения разделились. Изменения трактуются либо как логичное усиление требований к учащимся из-за их включения в более сильный вуз, либо как дискриминация «присоединенных» студентов. 24-летняя информантка рассказывает: «Ребята, которые привыкли к льготным условиям <…> ну когда, даже если ты ничего не отвечаешь, тебе ставят тройку, напряглись основательно». Респондентка 23 лет возмущена: «Нашу девушку, которая шла на красный диплом, на защите просто завалили».
Перепрофилирование
Почти все реорганизации сопровождались изменениями образовательных треков и квалификации, указываемой в дипломе. Это логично: обычно дублирование подразделений устраняется. Но в одних случаях в преобразованных вузах сходные структуры сохраняют автономию или конкурируют между собой. А в других случаях подразделения сливаются. И это может всерьез затрагивать интересы студентов. Они получают не ту запись в дипломе, на которую рассчитывали при поступлении.
«Наше направление — туризм — перешло на географический факультет, – рассказывает респондентка 20 лет. — <…>Мне лично обидно. В дипломе толком не будет прописано, что я специалист по туризму, потому что я буду кто-то типа учителя географии».
Изменение духа
В объединенном вузе общая корпоративная культура складывается не сразу. Возможен конфликт разных культурных кодов, боязнь утраты прежней атмосферы.
Студенты подчеркивали контраст приоритетов разных структурных подразделений. Так, фокус вуза может сместиться с профессионального образования на исследования, и наоборот. Респондентка 20 лет замечает: «Чувствуется, конечно, разница между нами. Наши преподаватели все-таки еще и ученые, исследователи. <…> Это дает какую-то широту ума, совершенно другую культуру общения в университете».
По мнению респондентов, меняются сложившиеся культурные традиции, элементы идентичности университета. «[Мы] постоянно делаем праздники, спектакли, концерты, — подчеркивает 18-летняя респондентка.<…> — У них ничего подобного нет, только учеба».
Травма ребрендинга
Не менее значима для информантов репутационная сторона дела: реноме вуза, уровень престижности диплома.
Вопрос бренда и статуса университета и его диплома «оказался во главе списка приоритетных для студентов тем, независимо от их личной позитивной или негативной оценки событий», пишет исследовательница.
Однако в оценках статуса университета респонденты исходят либо из точки зрения родственников и знакомых, либо из абстрактного «общественного мнения». Международные и российские рейтинги вузов не в счет. «После слияния наш вуз просто превратился в ничто — без нормального имени, без своей истории, — сетует 20-летний респондент. — Раньше все в области знали: вот мой факультет, вот мой вуз. А теперь неясно, где это я учусь, что это такое я закончил».
В целом реакции студентов из разных университетов, оказавшихся в одном вузе, несимметричны.
Учащиеся из присоединенных более слабых вузов считают, что выиграли, поскольку они станут выпускниками статусного учебного заведения. Они почти сразу идентифицируют себя с новым университетом. Респондентка 21 года выделяет плюсы слияния: «Другой вуз был университетом мечты для меня. В свое время не поступила туда, но все равно в нем оказалась. <…>Так что я рада, что у меня будет диплом вуза, в который я хотела поступить».Студенты более сильного университета — участника объединения, напротив, считают, что потеряли в статусе. 23-летняя учащаяся разочарована: «Реально обидно, что получается, теперь наш диплом ничего не значит. Мы приложили усилия, чтобы поступить, а кого-то к нам просто перевели». Любопытно, что при этом опрошенные апеллируют к гипотетическому мнению внешних стейкхолдеров — работодателей. Для них бренд вуза — сигнал качества обучения в нем. Соответственно, обладатели более престижных дипломов претендуют на более высокий оклад. «Как работодатели теперь узнают, нормальный я выпускник или из этого слитого вуза?» — задается вопросом информант.
В заключение автор исследования предлагает проводить разъяснения для студентов реструктуризованных институтов. Возможно, учащихся стоит привлекать к управлению, например, «при выработке новой стратегии объединенного вуза».
IQ