Исследование ВШЭ: как развивается детское дополнительное образование за рубежом?
Детское дополнительное образование пока не подвергалось активному сравнительному анализу, хотя проблемы в этой сфере за рубежом и в России фактически идентичны. Именно такое исследование на примере шести стран представлено в работе аналитика Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Наталии Жулябиной «Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование». Доклад опубликован в издательской серии ВШЭ «Современная аналитика образования».
«Наша страна, с одной стороны, сохранила большую часть инфраструктуры, традиции организации и содержания дополнительного образования советского периода, но наряду с этим ищет пути модернизации системы и внедрения инноваций, – отмечает научный руководитель Института образования Исак Фрумин. – Проведение анализа зарубежных систем по единому набору параметров представляется полезным как для актуальных дискуссий, ведущихся в российском экспертном сообществе, так и для понимания трендов в контексте глобальных вызовов XXI века к системе образования».
Согласно исследованию, систему детского дополнительного образования в Швеции, Испании, Великобритании, США, Австралии и Сингапуре объединяет лишь возраст вовлекаемых детей (от 4 до 17 лет). Из-за большого количества недорогих предложений в госсекторе родители чаще предпочитают государственные организации частным, поэтому их количество сравнительно выше в большинстве исследуемых стран. При обратной ситуации, как в Австралии и США, появляются представители государственно-частного партнерства – некоммерческие организации, которые предоставляют условно-бесплатные или полностью бесплатные условия обучения.
Эта сфера стремительно меняется, и даже опытным специалистам бывает непросто сориентироваться в новых условиях. Основной вектор развития допобразования сегодня – развитие конкуренции между государственным и частным секторами.
По словам Наталии Жулябиной, система дополнительного образования в современной России динамично развивается, в основном благодаря коммерческим организациям. Учитывая, что государство поставило задачу охватить дополнительными образовательными программами 75% детей к 2020 году, сейчас более эффективной работы в России ждут именно от государственных и муниципальных учреждений.
Каждая из исследуемых стран ставит сфере дополнительного образования собственные цели, в соответствии с которыми акцентирует внимание на наиболее актуальных направлениях. В этом контексте Сингапур и Великобритания выделяются наличием как жесткой системы отбора и подготовки педагогов, так и официальных регламентирующих документов. Кроме того, эти страны обладают органами, контролирующими допобразование: в Сингапуре это Министерство образования, в Великобритании – Национальный ресурсный центр дополнительного образования.
Приведенный в докладе анализ выявляет отсутствие какой-либо унифицированной терминологии, используемой для описания действующих систем: понятия обладают разными определениями, влияющими на суть самой структуры и проводимую политику. В частности, в США и Великобритании существует как минимум пять понятий, различных по значению и применению.
Всеобщей проблемой, по мнению Исака Фрумина, становится оценка качества дополнительного образования, а также конвертация результатов.
«В рассматриваемых странах четкая система оценки качества ДО не разработана, отдельные мониторинги или оценочные процедуры обнаруживаются либо на уровне небольших стран (таких, как Сингапур), либо на уровне единичных программ, – отмечает Наталия Жулябина. – Единственной отличающейся страной является Великобритания, которая имеет систему контроля качества услуг во внешкольном образовании. В основном результаты учеников в дополнительном образовании не могут быть конвертированы, но многие страны отмечают повышение важности наличия такого опыта при поступлении в университет».
Жулябина Наталия Михайловна
Центр социально-экономического развития школы: Аналитик