Фарида Загирова: как английский академический капитализм проложил мне дорогу в Норвегию
Стажировка в зарубежном вузе - приятная часть программы академических аспирантов, поэтому о ней я задумывалась еще с первых дней поступления на учебу в Вышку. Но когда пришло время выбирать, вариантов оказалось не так много в силу специфичности моей диссертации, поскольку мало кто исследует деятельность учреждений высшего образования в контексте академической неоднородности.
Поговорив с научным руководителем, я остановила выбор на University College London (UCL, Соединенное Королевство) и профессоре этого университета Саймоне Марджинсоне, одном из ведущих исследователей высшего образования. Он согласился принять меня у себя в центре, я получила официальное приглашение, начала оформлять документы и планировать поездку, как в дело вмешались английский академический капитализм и бюрократия. Университет поменял правила приема студентов на стажировку. Если раньше иностранные стажеры оплачивали рабочее место за небольшую плату, теперь обязаны платить за пребывание наравне с международными студентами. Стипендии выделенной Вышкой едва хватало на 2,5 месяца стажировки, на питание и проживание денег уже не хватало.
Пришлось искать другой вариант. Им стал Университет Осло (Норвегия). Положительные отзывы я услышала от своей коллеги, которая проходила там стажировку в прошлом году. Но мало себе представляла, как саму страну, так и деятельность исследовательской рабочей группы по высшему образованию. На решение о том, что я хочу туда, и на осознание того, какую реальную пользу это может принести моей диссертационной работе, повлиял визит одного из профессоров университета Бьорна Стенсакера на Конференцию РАИВО.
Бьорн – исследователь с огромным опытом и человек незаурядного ума. Круг его научных интересов – качество, управление и трансформация высшего образования, однако познания гораздо шире. Пообщавшись с профессором на конференции, я поняла, что многому могу научиться и, что не менее важно, мы можем найти общий язык. В правильности предположений я смогла убедиться на стажировке, так как он в итоге и стал моим руководителем.
Университет Осло, в отличие от UCL, не требует никакой оплаты за стажировку. Договорившись с преподавателями, можно посещать их лекции и семинары. Я прослушала курсы Higher Education and the Europe of Knowledge и Organisation, Governance and Management of Higher Education для студентов-магистров, а также посетила специальный и очень полезный курс по обзору литературы для аспирантов Reviewing the Literature: Situating your Study in the Field.
Стажировка оказалась очень полезной для понимания дальнейшей работы над диссертацией. Доступ к отличной библиотеке, беседы с руководителем позволили переосмыслить мою тему, посмотреть на нее с другой стороны. В результате я углубила свои теоретические знания, доработала методологию исследования. В ходе бесед с другими коллегами, приехавшими в Осло из различных стран (США, Германия, Нидерланды, Иран и др.) получила массу ценнейших комментариев и рекомендаций.
Во время стажировки полезной оказалась возможность совместной работы с исследовательской группой над созданием следующей исследовательской повестки. Каждые три года они подают заявку в университет на организацию группы и ее финансирование. Для этих целей проводится обсуждения плана работы, сильные и слабые стороны группы, возможные пути усиления научных позиций. Мы устраивали мозговой штурм по вопросам, как должна выглядеть исследовательская группа через три года, какова ее миссия, на какие теории и методы опирается работа членов коллектива. Надеюсь, своим взглядом со стороны я помогла коллегам увидеть те детали и особенности, которые оставались для них незамеченными.
Организаторы программ магистратуры также пригласили меня выступить в качестве одного из экспертов для оценки обоснований тем дипломных работ студентов, изучающих высшее образование. Здесь я порадовалась тому, что Институт образования ВШЭ ведет исследования по широкому кругу вопросов: накопленные за время обучения в аспирантуре знания позволили мне оценить все работы, а они поднимали совершенно различные проблемы, связанные с образованием.
Поддержание дружеских отношений с коллегами оказалось полезным не только с точки зрения профессионального опыта, но для того, чтобы провести свободное время, которое возникает во время ланча, по вечерам и в выходные дни. Норвегия – страна трудолюбивых людей, которые, однако уважают свое и чужое личное время. Темой номер один для разговоров за обедом, к моему удивлению, оказалась еда. Международный коллектив вносит в эти беседы свои краски – люди рассказывают о национальных блюдах, делятся рецептами и обсуждают любимые кафе. Вторая тема для разговоров – музыка. Кажется, университет доказывает поговорку «талантливый человек талантлив во всем». Многие члены исследовательской группы играют на различных музыкальных инструментах, поют в хоре или просто отлично разбираются в музыке. За время пребывания в Осло мой плейлист обогатился множеством интересных композиций. И только в последние недели еда и музыка ушли в тень, конечно же, футбола, за которым следили практически все. На факультете даже организовали для сотрудников свои ставки на победителя.
Отличным источником «бытовой» информации и поддержки оказался не интернет, а местные жители. Хозяйка, у которой я снимала комнату, рассказала мне о ближайших магазинах, кафе, помогала с получением заказанных через Амазон книг, а также делилась необходимыми мелочами, на которые в противном случае можно потратить массу денег. Аспиранты рассказывали, как дешевле ходить по музеям и путешествовать, где делать выгодные покупки и недорого (естественно, по норвежским, а не нашим меркам) поесть.
В целом, Норвегия стала для меня не только страной, в которой я развивала свое исследование, но и местом получения нового профессионального опыта, культурного обогащения, футбольного просвещения и межнационального общения. Здесь я в очередной раз убедилась в том, что совместная работа и дружеское общение – сильные инструменты для личного развития. А в дорогую мне Англию я проложу дорогу в следующий раз.