• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Эксперты ВШЭ изучили потенциал «эдьютейнмента» для детей в России

Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ исследовали сектор «эдьютейнмента», который только начал развиваться в России в последние годы: речь идет об услугах для детей, которые сочетают в себя элементы «досуга» и образования (просвещения).  Это парки профессий, современные музеи науки и техники, интеракториумы, научные шоу и тому подобные формы, которые могут, в том числе, стимулировать интерес школьников к естественным наукам и помочь в профессиональной ориентации. Работа С. Косарецкого, М. Кудрявцевой и К. Фиофановой вышла в издательстве ВШЭ в серии «Факты образования» и стала первым исследованием такого рода.

«Наши ученые пока оставили за рамками этого исследования научно обоснованный ответ о том, действительно ли эдьютейнмент обладает мощным потенциалом к тому, чтобы формировать навыки XXIвека и современную грамотность у школьников, – комментирует Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. – Это будет следующим этапом работы, предстоит провести глубокий анализ содержательной части программ в сравнении, например, со школьной программой. Пока понятно, что это очень интересное и новое явление, в мире такие площадки распространились в первые годы XXIвека, а в Москве – в этом десятилетии. На первом этапе нам нужно понять, что это и как работает: наши сотрудники провели масштабный анализ, чтобы изучить организационные модели, целевую аудиторию, те трудности, с которыми сталкиваются организаторы таких площадок».

Исследователей образования привлекает в игровых и событийных технологиях то, что они могут мотивировать к изучению наук и помочь с профессиональной ориентацией часто  более  разнообразно, чем это  делает массовая школа, существующая в традиционных рамках классноурочного формата. На потенциал эдьютейнмента обратили внимание и авторы Концепции развития дополнительного образования, утвержденной правительством в 2014 году. Эксперты Института образования и Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ провели несколько десятков интервью в крупных российских городах и сделали вывод, прежде всего, о неравномерной доступности эдьютейнмента для жителей разных регионов.

«Не охваченными эдьютейнмент-программами остаются семьи, проживающие в отдаленных от областных центров городах и поселках», – сказано в исследовании. Причина – и в ориентированности на «средний класс» по меркам Москвы и Санкт-Петербурга, и в отсутствии механизмов сотрудничества школ с такого рода коммерческими организациями, и ситуация с безопасностью групповых перевозок школьников между муниципалитетами: после нескольких резонансных ЧП правила перевозки были ужесточены, и заинтересованные стороны пока не могут в полной мере к ним приспособиться.

Не налажено и полноценное взаимодействие игроков эдьютейнмент-рынка с государством: в частности, они не «вписываются» в систему лицензирования, на них не распространяются  налоговые льготы для образовательных  организаций, и льготы, связанные с арендой, что становится барьером для развития этого бизнеса. Последний ещё в большей степени заинтересован в выстраивании партнёрских отношений со школами, однако и здесь существует  веер трудностей. Указав на эти проблемы, эксперты ВШЭ отметили возможные меры, которые бы сделали этот потенциально полезный сектор доступней. Это возможная грантовая поддержка работы с детьми из малообеспеченных семей и с детьми с ограниченными возможностями («развитие в этом направлении могло бы стать прорывным», – отмечают авторы), создание прозрачной модели регулирования  нового сектора и создание условий для развития партнерских отношений со школами в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Полный текст исследования в серии «Факты образования»