Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.
Это первое мероприятие в рамках трехстороннего соглашения о совместной разработке проектов новых школ, которое заключили НИУ ВШЭ, НИУ Московский государственный строительный университет и группа компаний «Просвещение» на Петербургском международном экономическом форуме в мае этого года. В семинаре приняли участие сотрудники Института образования и Школы дизайна НИУ ВШЭ, НИУ МГСУ, «Просвещения», представители других организаций — эксперты в области дизайна образовательных пространств. В режиме вебинара к обсуждению подключились директора школ, сотрудники органов управления образованием из Москвы, Санкт-Петербурга, Пермского края, Красноярского края, других регионов, а также из Республики Беларусь.
До 2024 года в России предстоит построить 2 тыс. новых школ и провести капитальный ремонт в 5 тыс. зданий, где не обеспечены минимальные условия для обучения. Это позволит решить проблему второй и третьей смены. Но важно и другое. Современная школа — это не только привычные уроки, но и лекции, самостоятельная работа, коллективные проекты, мероприятия для детей разных возрастов. Для таких форм работы нужен иной дизайн образовательных пространств, и в их проектирование должны быть вовлечены все участники учебного процесса.
Как нам реорганизовать образовательное пространство? Четыре примера
Пример 1. Коридоры для общения и прочих полезных дел
«Пространство школы должно способствовать комфортному общению всех участников образовательного процесса — и в парах, и в группах, — поясняет директор Центра развития лидерства в образовании Павел Сергоманов. — Для коллективного решения образовательных задач можно использовать школьные коридоры. В «Хорошколе», например, дети вместе с учителями создают на стенах таймлайн, показывая, какие важные события в школе произошли или произойдут в учебном году. Это позволяет подростку «держать в голове» весь год, легко ориентироваться в учебном времени, организовывать себя и других. А свободное общение становится не менее важным, чем учеба».
Пример 2. Пуфики для упорядочения хаоса
Одно из дизайнерских решений для начальной школы, предложенное кафедрой дизайна мебели МГХПА им. Строганова, — колесные пуфики, которые можно цеплять друг к другу и сидя на которых дети могут двигаться по нарисованным траекториям в классах или рекреациях. Это позволяет избежать хаоса на переменах, к тому же дети оттачивают навыки моторной координации и «сбрасывают» энергию. Можно устраивать командные соревнования — какая команда быстрее и точнее доберется до заданной точки.
Одновременно дизайнеры разработали приватные зоны для детей — «домики», рассчитанные на 1–2 человек, из шумопоглощающих материалов, где можно сосредоточиться и расслабиться. Ведь без приватного пространства, в толпе человек, становится агрессивнее и рассеяннее.
Источник: презентация Кирилла Чебурашкина
Пример 3. Новое рабочее место для удобства учителя
Еще один сюжет — организация рабочего места учителя в классе. В качестве аналогии заведующий кафедрой дизайна мебели МГХПА им. Строганова Кирилл Чебурашкин привел пример организации пространства кухни. В ее основе — единая рабочая поверхность, многофункциональность и модульность, причем все модули (плита, мойка, шкафы и проч.) размещены эргономично и удобно для хозяйки. Подобным образом можно организовывать и рабочее место учителя, совместив в едином пространстве рабочий стол, меловую и интерактивную доску (например, «утопив» одну доску в стену, а вторую сделав выдвигающейся), проектор, флипчарт и другие технические средства. Уже есть пилотные образцы таких рабочих мест, и их можно апробировать в школах. Это современно и удобно.
Пример 4. Говорящие портреты
Современное школьное пространство должно быть интерактивным, среда должна откликаться на действия. Причем имеется в виду не только работа на уроках или в библиотеке, подчеркивает Павел Сергоманов. «В каждой школе есть наглядные учебные пособия — не бывает кабинета литературы без портретов писателей на стенах, — рассказывает он. — Но эти портреты для детей мало что значат — с ними не пообщаешься, даже усы им не подрисуешь, потому что висят высоко. Но с помощью современных технологий эти портреты можно «оживить», создать возможности общения с классиками — например, на специальных интерактивных столах. Ребенок задает портрету вопрос, и портрет ему отвечает!».
Что за поворотом?
Эксперт в области дизайна образовательных пространств из Всемирного банка Мария Устинова рассказала о результатах исследования детского самочувствия, которое было проведено в российских и зарубежных школах. В смартфоны была загружена карта школы и пришкольной территории, и детям предлагалось фиксировать свои эмоции (лайк, дислайк или различные эмодзи — радость, страх, уныние, веселье, гнев, скуку) в классах, спортзале, столовой, на спортивной площадке и в других точках. Оказалось, что на территории школы есть пространства, где дети испытывают страх (и это не только туалеты, но и места во дворе, где не видно, что или кто ждет тебя за поворотом), и архитекторы не учитывали это при проектировании.
Без дизайна не обойтись
Семинар показал, что у российских архитекторов, дизайнеров, производителей оборудования и поставщиков сервисов есть немало современных пространственных решений для школ. Школам предлагают брендбуки с яркими классами, новые наглядные пособия, коворкинги, комплексные решения для естественно-научных лабораторий, интерфейсы для образовательных приложений и цифровых инструментов, многое другое.
Проблема в том, считает Павел Сергоманов, что дизайнерам пока не удается найти общий язык с педагогами по более сложным вопросам — например, как обустроить пространства для развития критического мышления, понимания невербальной коммуникации. Педагогов больше волнует содержание программ, у них пока нет четких запросов к дизайнерам или же их не удается вовлечь в совместное проектирование.
Отдельный вопрос — о дизайне и оснащении пространств для занятий по математике, истории и другим предметам. Здесь требуются сложные знаково-символические решения (например, для создания обучающих игр). В этом случае можно не только особым образом организовать пространство и применять наглядные электронные пособия, но и использовать технологии дополненной и виртуальной реальности.
При проектировании и оснащении образовательных пространств необходимо учитывать потребности жителей конкретных регионов и муниципалитетов, считает заместитель управляющего директора издательства «Просвещение» Ольга Котляр. В некоторых республиках Северного Кавказа ярко выражены культурные традиции раздельного воспитания мальчиков и девочек, и это важно учитывать при организации уроков физкультуры — особым образом проектировать пространства (известен случай, когда в школе-новостройке пришлось переделывать выходы из раздевалок). А если школа расположена в городе, где градообразующее предприятие — крупный комбинат и большинство выпускников идет туда работать, то классы предпрофессиональной подготовки должны быть оснащены с учетом специфики этого комбината.
«Конечно, школы должны быть оформлены красиво, детям и учителям должно быть там комфортно, но этого недостаточно, — отметила Ольга Котляр. — Главное — чтобы пространственные и дизайнерские решения, мебель и техника способствовали достижению не только традиционных, но и новых образовательных результатов — результатов XXI века».
Сергоманов Павел Аркадьевич
Директор центра развития лидерства в образовании ВШЭ