• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи Инобра рассказали о российском опыте изучения эффективности образования на конгрессе в ЮАР

В южноафриканском Кейптауне прошел международный конгресс Всемирной ассоциации исследователей образования – World Education Research Association (WERA), крупнейший в мире междисциплинарный форум в области исследований образования. Сквозной темой стала роль образования в решении социальных проблем и его вклад в социально-экономическое развитие. О нюансах взаимодействия образования с экономикой и о его роли в преодолении проблемы неравенства в обществе говорили и сотрудники Института образования НИУ ВШЭ: с докладами на конгрессе выступили Сергей Косарецкий, Павел Сорокин и Роман Звягинцев.

Доклад Павла Сорокина был посвящен неоднозначности российского опыта взаимодействия образовательной системы и социально-экономической среды. «Доклад был сделан на основе исследования, которое мы ведем в соавторстве с Исаком Фруминым, научным руководителем Инобра: в нем мы пытаемся дать теоретическое обоснование так называемому «парадоксу российского образования, – пояснил Павел Сорокин. – С одной стороны, есть теория человеческого капитала, из которой следует, что высокая доля носителей третичного образования среди населения в возрасте 25–64 лет (более 60%) должна была привести экономику к более успешным результатам. С другой стороны, есть теория нового институционализма, из которой следует, что такое количество высокообразованных граждан должно было построить общество несколько другого типа – более «западного». Эти теории во многом сталкиваются и считаются несовместимыми, но мы в своем исследовании доказываем, что их симбиоз возможен и необходимо пересмотреть теорию «человеческого капитала», используя понятие «расширенного действия» из теории нового институционализма».

По словам Павла Сорокина, об интересе к теме и желании совместно развивать ее заявили несколько известных ученых из США, Сингапура, Гонконга, Германии и Малайзии: с ними намечены планы дальнейшего сотрудничества.

Интересу к докладу способствовало то, что тема человеческого капитала как движущей силы развития экономики была магистральной на конференции, особенно учитывая «прописку» нынешнего конгресса.

Сорокин Павел Сергеевич

Институт образования: Старший научный сотрудник

ЮАР занимает одно из первых мест в мире по остроте проблемы неравенства в обществе, и здесь к образованию относятся как к ключевому инструменту решения этой проблемы. Учитывая близость наших контекстов и те возможности, которые дает и России, и ЮАР участие в институтах BRICS, я надеюсь, что конгресс откроет нам большие перспективы для совместной работы.

 

Доклад Сергея Косарецкого и Романа Звягинцева представлял результаты исследований Центра социально-экономического развития школы Инобра ВШЭ и был посвящен стратегиям директоров школ, которые показывают высокие результаты, несмотря на сложные социальные условия, в которых они работают. Это исследование – часть программы, реализуемой под руководством Марины Пинской в партнерстве с Международной лабораторией образовательной политики: ее предметом является академическая резильентность в российском школьном образовании.

Под резильентностью понимается способность школы создавать такие условия для своих учеников, которые позволяли бы им показать высокие результаты вопреки ограничениям, заданным социально-экономическим потенциалом их семей. Ученым удалось выявить, какие стратегии отличают директоров резильентных школ: это обогащение образовательной среды, поддержка мотивации школьников через вовлечение в конкурсы, создание культуры высоких ожиданий, нацеленность директора на эффективное распределение рабочего времени.
Косарецкий Сергей Геннадьевич

Центр социально-экономического развития школы: Директор центра

Сегодня резильентность – одно из наиболее активно используемых понятий в контексте изучения образовательного неравенства, это звучало в выступлениях многих участников конгресса. Интересно, что генеральный секретарь WERA Лизл Эберсон возглавляет также Центр исследований резильентности в Университете Претории, с ней мы обсудили перспективы возможного сотрудничества.

Сергей Косарецкий также участвовал в заключительной панельной дискуссии конгресса.

В конгрессе WERA в Кейптауне приняли участие более пятисот ученых из 62 стран. Наибольшее количество докладов было посвящено следующим темам: «Педагог, его миссия, компетенции и профессиональное развитие», «Инклюзивность образования», «Взаимодействие образовательных институтов с местными сообществами и родителями». Дискуссия на пленарном заседании была посвящена проблеме «полезности образования» (Utility of Education), в частности, оценке эффективности инвестиций в образование для развития общества.