Исследователи Инобра рассказали о российском опыте изучения эффективности образования на конгрессе в ЮАР
В южноафриканском Кейптауне прошел международный конгресс Всемирной ассоциации исследователей образования – World Education Research Association (WERA), крупнейший в мире междисциплинарный форум в области исследований образования. Сквозной темой стала роль образования в решении социальных проблем и его вклад в социально-экономическое развитие. О нюансах взаимодействия образования с экономикой и о его роли в преодолении проблемы неравенства в обществе говорили и сотрудники Института образования НИУ ВШЭ: с докладами на конгрессе выступили Сергей Косарецкий, Павел Сорокин и Роман Звягинцев.
Доклад Павла Сорокина был посвящен неоднозначности российского опыта взаимодействия образовательной системы и социально-экономической среды. «Доклад был сделан на основе исследования, которое мы ведем в соавторстве с Исаком Фруминым, научным руководителем Инобра: в нем мы пытаемся дать теоретическое обоснование так называемому «парадоксу российского образования, – пояснил Павел Сорокин. – С одной стороны, есть теория человеческого капитала, из которой следует, что высокая доля носителей третичного образования среди населения в возрасте 25–64 лет (более 60%) должна была привести экономику к более успешным результатам. С другой стороны, есть теория нового институционализма, из которой следует, что такое количество высокообразованных граждан должно было построить общество несколько другого типа – более «западного». Эти теории во многом сталкиваются и считаются несовместимыми, но мы в своем исследовании доказываем, что их симбиоз возможен и необходимо пересмотреть теорию «человеческого капитала», используя понятие «расширенного действия» из теории нового институционализма».
По словам Павла Сорокина, об интересе к теме и желании совместно развивать ее заявили несколько известных ученых из США, Сингапура, Гонконга, Германии и Малайзии: с ними намечены планы дальнейшего сотрудничества.
Интересу к докладу способствовало то, что тема человеческого капитала как движущей силы развития экономики была магистральной на конференции, особенно учитывая «прописку» нынешнего конгресса.
Институт образования: Старший научный сотрудник
ЮАР занимает одно из первых мест в мире по остроте проблемы неравенства в обществе, и здесь к образованию относятся как к ключевому инструменту решения этой проблемы. Учитывая близость наших контекстов и те возможности, которые дает и России, и ЮАР участие в институтах BRICS, я надеюсь, что конгресс откроет нам большие перспективы для совместной работы.
Под резильентностью понимается способность школы создавать такие условия для своих учеников, которые позволяли бы им показать высокие результаты вопреки ограничениям, заданным социально-экономическим потенциалом их семей. Ученым удалось выявить, какие стратегии отличают директоров резильентных школ: это обогащение образовательной среды, поддержка мотивации школьников через вовлечение в конкурсы, создание культуры высоких ожиданий, нацеленность директора на эффективное распределение рабочего времени.
Центр социально-экономического развития школы: Директор центра
Сегодня резильентность – одно из наиболее активно используемых понятий в контексте изучения образовательного неравенства, это звучало в выступлениях многих участников конгресса. Интересно, что генеральный секретарь WERA Лизл Эберсон возглавляет также Центр исследований резильентности в Университете Претории, с ней мы обсудили перспективы возможного сотрудничества.
В конгрессе WERA в Кейптауне приняли участие более пятисот ученых из 62 стран. Наибольшее количество докладов было посвящено следующим темам: «Педагог, его миссия, компетенции и профессиональное развитие», «Инклюзивность образования», «Взаимодействие образовательных институтов с местными сообществами и родителями». Дискуссия на пленарном заседании была посвящена проблеме «полезности образования» (Utility of Education), в частности, оценке эффективности инвестиций в образование для развития общества.
Звягинцев Роман Станиславович
Пинская Марина Александровна