• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

На конференцию CHER приехали исследователи высшего образования со всего мира

В Высшей школе экономики началась 31 конференция Консорциума исследователей высшего образования CHER-2018. В этом году она впервые проходит в России. Сотрудники и студенты Института образования НИУ ВШЭ делятся впечатлениями от первых дней конференции.

Екатерина Шибанова, аналитик ПУЛ «Развитие университетов», студентка магистерской программы «Измерения в психологии и образовании»:

Сегодня я выступала на сессии по конкурентоспособности в высшем образовании. Мой доклад был посвящен российской инициативе превосходства «5 – 100», оценке эффективности этой программы. Участникам было интересно, можно ли продолжить это исследование, проследив, влияет ли инициатива превосходства не только на вузы-участники и на контрольную группу, но и на всю систему. Коллеги из Европейского университета в Санкт-Петербурге представили работу с кластерным анализом вузов. Они пытались разобраться в том, как мониторинг эффективности сегментирует вузы в системе высшего образования и как эта сегментация согласуется с историческим разделением вузов на технические, медицинские и классические. Еще одна работа проблематизировала международные рейтинговые агентства: Times, QS, Шанхайский рейтинг организаций высшего образования. По мнению автора, дискуссия о том, работают рейтинги или нет, не должна быть такой профанной, как она является сейчас, это гораздо более сложные конструкции взаимодействия разных агентов, начиная от издательств и заканчивая академиками и отдельными экспертами. В докладе коллеги из университета Билефельда, который мне больше всего понравился, была показана концептуальная рамка конкуренции в высшем образовании. Автор выделяет три уровня. Во-первых, конкуренция как институциональное давление, которое оказывает влияние на всех участников в системе. Во-вторых, конкуренция как социальный конструкт, на уровне организации. Она может быть диадной – когда вузы соревнуются за какое-то ограниченное благо, и триадной, когда вузы соревнуются между собой для того, чтобы получить одобрение со стороны третьего актора, и в этом случае примером как раз являются рейтинги. И третий уровень – уровень организаций. Автор утверждает, что такой конкуренции на самом деле нет, потому что, например, репутация – это не ограниченный ресурс, за который надо бороться, и в теории все вузы могут быть превосходными, у всех них может быть хорошая репутация. Как взаимодействуют эти уровни между собой, могут показывать, например, эмпирические исследования.

Станислав Авдеев, студент магистерской программы «Экономика и управление образованием», стажер-исследователь Международной лаборатории институционального анализа экономических реформ: 

Я волонтер на этой конференции. В первый день мне нужно было встретить Кристин Мусселен, одного из наших ключевых спикеров, в аэропорту. Пока мы добирались до Москвы, прекрасно пообщались. Кристин изначально присутствовала при создании Консорциума исследователей высшего образования. В то время не существовало никакой ассоциации или сообщества исследователей высшего образования. Но у исследователей был внутренний запрос, и они решили создать Консорциум. Кристин какое-то время была там президентом. На эту конференцию ее пригласила Мария Марковна Юдкевич. Прямо сейчас я пойду на сессию про организационные изменения в высшем образовании, где Кристин как раз будет модератором. Мне нравятся такие мероприятия, это идеальная площадка для нетворкинга. Здесь у тебя есть возможность познакомиться с человеком, который провел научные исследования, актуальные именно для тебя. Ты можешь заранее почитать его статьи, а потом познакомиться «вживую». Обсудить что-то, наметить дальнейшие коллаборации. Это очень полезная возможность, которой нужно пользоваться. CHER – одна из самых важных конференций по тематике высшего образования. Сейчас я поступил в магистратуру Инобра, мне интересны такие темы, как университеты, студенты, академическая профессия. Еще когда я учился в экономическом бакалавриате, то участвовал в проекте по анализу мировых магистерских и PhD-программ по высшему образованию.

Ксения Романенко, аналитик ПУЛ «Развитие университетов»:

На конференции прошла презентация двух книг, и это было очень полезно: не просто мероприятие, а мини-семинар по определенной тематике. Во-первых, вышла книга при участии наших коллег Исака Давидовича Фрумина, Олега Лешукова про высшее образование в странах с федеральным устройством, и была интересная дискуссия про то, как между собой отличаются системы высшего образования в этих странах. Все это время с нами присутствовал Мартин Карной – с ним был телемост. Презентация второй книги была посвящена тому, как развиваются исследования высшего образования в азиатских странах – своеобразная рефлексия о рефлексии. Есть исследования высшего образования – мы изучаем университеты, студентов, эффективность результатов. А еще можно посмотреть на то, как мы это делаем, как это научное междисциплинарное направление развивается. У университетов в азиатских странах яркая идентичность и большие амбиции на мировом рынке. На презентации книги рассуждали о национальной и глобальной повестке. Интересно ли кому-то читать про вьетнамские университеты? Как сделать так, чтобы это было интересно? Очень много вопросов, которые там поднимали, в полной мере относятся и к России, и к постсоветским странам. Представители азиатских университетов рассказывали: мы пишем статьи на английском и публикуем в хорошем журнале, но их не читают, а стоило написать про наш материал Саймону Марджинсону, как тут же всем стало интересно, как там живется в Японии. Все эти темы – национальное и глобальное, «звезды» и «не-звезды» в науке, преодоление провинциальности – кажутся мне очень важными.