• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Чем «поиск идеи» российских вузов отличается от мировых приоритетов?

Статья, соавтором которой является студентка магистратуры «Управление в высшем образовании» ВШЭ Людмила Волосникова, вошла в пятерку лучших публикаций журнала «Университетское управление: практика и анализ» за последние два года. Темой статьи стали результаты исследования, в котором Ирина Емельянова и Людмила Волосникова сравнили миссии ведущих российских и мировых вузов.

По словам авторов исследования, сегодня и сами университеты, и политики, и ученые вовлечены в «поиск идеи» высшего учебного заведения. То, как сам вуз расставляет приоритеты и формулирует миссию, становится не просто риторикой, а еще и маркетинговым ходом: «правильная» миссия способна привлечь и абитуриентов, и ресурсы. Контент-анализу подверглись письменно сформулированные миссии 159 ведущих университетов по версии Шанхайского рейтинга и 47 лучших российских вузов по версии национального рейтинга классических университетов.

Различия приоритетов вузов разных стран и континентов оказалось интересно сравнить в динамике. Так, например, с точки зрения социокультурных функций, сформулированных в качестве миссии, российские вузы в первую очередь развивают духовность (23%), во вторую декларируют служение обществу, нации и миру (21%), на третьем месте с равным показателем в 11% оказалось «сотрудничество и обмен между культурами» и «опора на исторические корни и традиции». В Северной Америке же с огромным отрывом лидирует служение обществу (54%), далее следуют опора на традиции (14%), сотрудничество между культурами (6%), а «развитие духовности» не зафиксировано вообще. В Европе оно присутствует на последней позиции с показателем 2%, а главным (49%) также названо служение обществу. С точки зрения воспитательной функции российские вузы в первую очередь декларируют стимулирование конкурентоспособности (23%), затем – формирование жизнеутверждающих ценностей (21%), личностный рост (9%) и воспитание лидеров (6%). В Америке главным называют личностный рост (23%) и воспитание лидеров (11%), остальное зафиксировано на уровне 1 – 4%. В Европе «стимулирование конкурентоспособности» не значится в миссиях вузов вообще, на первом месте также личностный и интеллектуальный рост (10%). Таким же образом были исследованы обучающие и исследовательские функции, обозначенные в документах вузов.

Статья Ирины Емельяновой и Людмилы Волосниковой «Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов» была опубликована в первом номере «Университетского управления» за этот год. По решению жюри конкурса она включена в пятерку лучших публикаций журнала за 2017 – 2018 годы.