• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Институт образования

Содействовать доказательному улучшению сферы образования и человеческого развития

Инобр ВШЭ составил «навигатор по навигаторам» в дополнительном образовании

В России появились навигаторы по программам дополнительного образования детей. Каждый из них обладает своими достоинствами, но есть ряд общих недостатков, которые несколько снижают ценность этого очень важного для пользователей информационного сервиса. Самый значимый из них связан с неготовностью органов управления уделять равное внимание государственному и частному секторам допобразования. Такой вывод можно сделать из исследования, подготовленного Центром социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Сегодня на навигаторах можно найти большое количество самых разнообразных программ допобразования. Ключевую роль в развитии этого сервиса сыграло государство, поставив задачу создания навигаторов сначала в концепции развития допобразования, а затем и в паспорте приоритетного проекта. Появившиеся 10 лет назад негосударственные варианты навигаторов позволили создать федеральные прототипы, которые сегодня используются в разных субъектах Российской Федерации: Inlearno (его типовое решение используют 30 регионов из 47, развивающих навигаторы) и навигатор на базе Портала персонифицированного допобразования (ПФДО) – к началу сентября эту площадку выбрали 10 регионов. Еще восемь субъектов РФ, включая Москву, развивают собственные навигаторы, созданные местными разработчиками. Есть те, кто одновременно апробирует несколько разных вариантов.

Специалисты Инобра ВШЭ впервые сопоставляют те возможности, которые открывают пользователям разные типы навигаторов, и обнаруживают, что есть общие для всех «белые пятна» в развитии этого информационного сервиса. В большей или меньшей степени все проекты справляются только с функцией информирования пользователей о том, какие кружки, секции и т.д. существуют в том или ином регионе или муниципалитете, но и здесь, согласно выводу авторов исследования, далеко до полного охвата. Даже в регионах-рекордсменах, в навигаторах которых представлено более 5 тысяч программ (Удмуртия и Пермский край), работающих детских объединений в реальности больше в 2–2,5 раза.

В качестве общих недочетов развивающейся в России «индустрии навигаторов» ученые указали на очевидную дискриминацию частного сектора допобразования: в большинстве навигаторов ему не уделено должного внимания. Практически не развита «обратная связь» в виде пользовательских оценок организаций допобразования, хотя технически такая возможность есть, например, у Inlearno. Схожая ситуация – с возможностью «фильтрации по качеству программ» на основе пользовательских и экспертных оценок: навигаторы ПФДО предоставляют такую возможность, но регионами она не используется. Практически не задействованы во всех навигаторах функции сверхинформирования: если запись в кружки через электронную площадку уже, как правило, возможна, то практически нигде нет функции оплаты, возможности сформировать портфолио ребенка, посещающего разные кружки, отслеживать и формировать его индивидуальную образовательную траекторию.

У навигаторов в сфере допобразования большие перспективы, делают вывод авторы исследования. Сегодня процесс их развития идет очень активно, ситуация меняется буквально каждую неделю: появляются новые навигаторы, действующие наполняются новыми программами.

Более интенсивному развитию чаще всего мешают не столько объективные, технические препятствия, сколько инертность операторов, в том числе чиновников от образования, для которых такая задача пока остается новой. «На официальных сайтах органов управления образованием [большинства регионов] нет не только ярких баннеров, рекламирующих этот сервис, но и вообще никакого упоминания о нем, – отмечают специалисты ВШЭ. – Да и незачем пользователям заходить на информационный ресурс, на котором одиноко висят 2 – 3 визитки». Одной из главных проблем, таким образом, становится то, что о многих региональных навигаторах просто никто не знает.