• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Победителем Конкурса инноваций в образовании – 2018 стал виртуальный молекулярный конструктор «НаноЛаб»

Это первый проект за пятилетнюю историю конкурса, который напрямую не связан с социальной сферой. Авторы проекта получат трэвел-грант и возможность презентовать свой стартап в любой точке мира.

Финал Конкурса инноваций в образовании в этом году прошел в рамках международного форума «Открытые инновации» в Сколково. Всего участие в конкурсе приняли 503 проекта из 20 стран мира. У полуфиналистов была возможность «прокачать» и доработать свои идеи на Летней школе КИвО, где им помогали эксперты в области пиара, маркетинга, образования и бизнеса. По словам директора конкурса и директора Центра изучения инноваций в образовании ВШЭ Дианы Королевой, традиционно большинство проектов, участвующих в конкурсе, относятся к сфере дополнительного образования. «Инновационные проекты очень хорошо демонстрируют те тренды, которые существуют сегодня, и действительно находят горячие точки и болевые темы, которые актуальны для современного образования», — отметила она.

В состав жюри КИвО-2018 впервые вошли иностранные эксперты — основатель и генеральный директор Всемирной организации образования Маркес Андерсон, директор Evidence Institute Мацей Якубовски, профессор Будапештского университета ELTE Габор Халасз и директор по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.

Победителем конкурса стал молекулярный конструктор виртуальной реальности «НаноЛаб» из Москвы. Это VR-приложение, в котором ребенок или взрослый, используя основы химии и физики, может из атомов собирать простые нано-детали и нано-устройства и посмотреть, как они работают. Автор идеи и руководитель проекта — футуролог Данила Медведев. Он рассказал, что целью проекта является развитие технической интуиции у детей и подготовка будущих нано-инженеров уже со школьной скамьи. «20–30 лет назад мы все слышали про потенциал нанотехнологий, нам было обещано, что будут создаваться гибридные нано- и био-системы, нано-фабрики, нано-роботы, но пока этого не произошло. Наше решение — взять новое поколение и научить их это делать», — рассказал Данила Медведев.

Разработчики уверены, что программа могла бы стать хорошим дополнением к школьным урокам химии

Но даже если встроить ее в школьную программу не получится, любой желающий сможет скачать приложение и использовать его в свободное время. Благодаря универсальности химической науки продукт не требует локализации и может быть выпущен в разных странах мира.

Уже сейчас готов работающий прототип, который показали школьникам, а также достигнута договоренность с профессором Сколтеха Артемом Огановым о работе над приложением и его использовании для нужд лаборатории института. Члены жюри конкурса посоветовали разработчикам связаться с представителями педагогических вузов, чтобы обсудить возможность внедрения проекта в школьную программу, а еще подумать о создании оффлайн-конструктора на основе приложения.

Партнером и соорганизатором КИвО уже в третий раз выступил Рыбаков Фонд. «Мы с надеждами и чаяниями мы смотрим на стартапы, направленные на инновации в области образования, потому что кажется, что именно такие стартапы смогут совершить тот качественный скачок, которого мы все ждем и от которого зависит наше будущее», — отметила Екатерина Рыбакова, председатель фонда и один из членов жюри КИвО.

Кроме множества образовательных проектов, Фонд развивает программу «Равенство возможностей», адресованную педагогам, занимающимся инклюзивным образованием, и родителям детей, которые нуждаются в особом подходе. Специальную номинацию в рамках этой программы Екатерина Рыбакова вручила команде из Екатеринбурга, работающей над созданием графического дизайна методических пособий для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Они же удостоились специальной награды от профессора Будапештского университета ELTE Габора Халасза: «Ваша сфера — одна из тех, где инновации могут творить чудеса, поэтому я очень раз, что я узнал о вашем проекте и я желаю, чтобы вы развивались дальше, может быть, включив цифровые компоненты. И я думаю, что вы действительно можете добиться огромных улучшений в своей сфере».

Прямо перед финалом конкурса — питчингом проектов-финалистов — прошла сессия «Модель синергии. Создание инновационной образовательной экосистемы» с участием российских и международных экспертов. Они обсудили актуальные для стартаперов проблемы, с которыми им наверняка придется столкнуться в будущем: как могут взаимодействовать низовым инновационным проектам и государственным структурам, как интегрироваться в существующую образовательную систему и какие условия необходимы для эффективного существования и развития образовательных стартапов.